Главная » Статьи » Формирование гражданского самосознания

Формирование гражданского самосознания

Формирование гражданского самосознания подразумевает воспитание  патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции, интереса к истории своего народа, любви к Родине, уважения к законам государства, чувства ответственности за судьбу страны, интернационализма, комплекса морально-этических ценностей, желания участвовать в общественной жизни, способности к гражданской активности.   Гражданское воспитание является очень важным и сложным этапом в формировании всего общества.

Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к родителям, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющего народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры.

Рассмотрим роль ислама в формировании гражданского самосознания. И именно здесь, не откладывая, комментируем понятие «джихад», которое означает священную обязанность мусульманина защитить Родину, при необходимости – с оружием в руках. А второе значение понятия – борьба со своими пороками: чревоугодничеством, прелюбодеянием, стремлением к излишествам и т.д.

В современной общественной жизни ислам выполняет ряд важных функций. Первая – как опора самобытности и духовной независимости, сплачивавшая народ и дававшая ему надежду на будущее даже в самые тяжелые этапы развития. Вторая – как источник и движущая сила общественного и культурного прогресса, когда эти надежды на будущее приобретали реальные черты. Третья – нравственное оздоровление общества, пропаганда общечеловеческих ценностей: милосердия, добра, справедливости и т.д. Четвертая – психологическая, компенсаторная функция. Религия способна поддержать человека, дать ему надежду и опору, она способна также объединять людей в условиях резкого отчуждения, возникшего в современном обществе.

Ислам – это больше, чем носить платок на голове или отрастить бороду. Ислам – это также и не культура, вернее сказать, это не только культура, а особый тип социокультурной системы. Ислам – это образ жизни, который значительно отличается от того, что в христианской традиции и терминологии принято называть «религия». В исламе значительное внимание уделяется земной, материальной жизни человека: регулируются вопросы экономической жизнедеятельности общины, семьи; регулируются взаимоотношения между членами общества, взаимоотношения в семье и т.д. Как пишет исследователь Г.Р. Балтанова, «ислам как система включает в себя следующие компоненты: особый тип социальных и экономических отношений; определенную социальную структуру и иерархию, право, доктрину управления, тип мышления и психологии, культуру и т.д.».[1]

Мусульманин, усвоивший установления ислама, по при­роде своей является активным членом общества. По исламу, на него возложено выполнение определён­ной миссии, а люди, выполняющие ту или иную миссию, обяза­тельно должны поддерживать связи с другими людьми, общать­ся с ними, вступать с ними в определённые взаимоотношения, что-то давать им и что-то получать от них.

Исходя из исламской концепции личности, строить свои отношения с другими людьми мусульмане должны по принципу всеобщего братства. Всех людей нужно рассматривать как братьев, происходящих от Адама. Преимущество одних людей над другими может определяться только по совершению добрых дел. Всевышний сказал: «О люди! Воистину мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий (Коран, 49:13)»[2].

Коран предельно четко, недвусмысленно утверждает разнообразие этносов и верований выражением божьей воли, провозглашая религию делом совести каждого человека и не дозволяя в этом отношении какого-либо насилия. В Коране написано: «Нет принуждения в вере» (2:256); «Кто хочет – пусть уверует, а кто не хочет, пусть отклонится» (18:29).

Отвергая религиозную и этническую неприми­римость, но поощряя дух сотрудничества и взаимопомощи, ислам заложил надежную основу для духовного и материаль­ного развития мусульманского сообщества. В Коране сказано: «Спорьте с людьми Писания не иначе как наиблагообразнейше… Говорите им: мы веруем в ниспосланное нам и в ниспосланное вам; Бог наш и Бог ваш – един» (29:46).

В со­ответствии с этими указаниями, восприятие подобных качеств и является религией, и исповедующий её получит награду, а тому, кто от неё откажется, придется давать отчёт. Ислам побуждает человека стремиться стать личностью, проявлять высшие качества личности в сфере  взаимоотношений. В социальном отношении такая личность является по-настоя­щему высокоразвитой.

Такая мудрость жизни поддерживается всеми народами. Известный российский ученый Д. Лихачев называл такие взаимоотношения интеллигентностью. Он писал:  «Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Книге сказано: Чти отца и матерь свою, и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку».

Человек, который приобщается к исламу, одновременно приобщается к высшим нормам морали и он обязан быть человеком совестливым. Пророк Мухаммад сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова, и не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, как Он велел вам!» (Аль-Бухари и Муслим).

Уважительное отношение к традициям, культурным и религиозным особенностям различных народов является важнейшей чертой ислама. Ислам признает национальные особенности богоданными и призывает своих последователей к их уважению. Значимость  заповедей еще и в том, что они дают возможность постичь, как жили, как чувствовали, переживали, мыслили люди определенной эпохи, и мудрыми советами пытались предостеречь нас от ошибок.

Таким образом, религиозные предписания ислама способствуют воспитанию отношений – что является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества.

Ввиду уникальности, активности, ответственности индивида, здесь встает вопрос о том, насколько другие люди и религия, общество в целом имеют моральное право воспитывать, формировать человека в духе строго определенных нравственных ценностей.  А. В. Брушлинский об этом пишет: «общечеловеческие ценности образуют тот наиболее общий и потому особенно прочный фундамент духовности, на основе которого каждый выбирает и прокладывает свой жизненный путь, формируя более конкретные и частные нравственные идеалы[3]».

Воспитанность в исламе означает достойное поведение в семье, в быту, в обществе, добрые отношения между родственниками, между соседями и т.д. Нормы взаимоотношений между людьми, изложенные в Коране и сунне, направлены на благо самой личности и во благо общества.

Важнейшая роль в формировании личности отводится воспитанию ответственности, умеренности и толерантности.

Ответственность является важнейшей характеристикой личности – это то, что отличает социально незрелую личность от личности социально зрелой.

Являющиеся одной из ключевых в исламской педагогической системе вопросы воспитания ответственности крайне важны и актуальны. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. И это отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. Ничем не ограничимая свобода без чувства ответственности может привести к страшным результатам, свобода и ответственность, свобода и дисциплина – нерасторжимые понятия и в жизненном пути человека должны находиться всегда рядом, человек свободный должен управлять собой. В Коране сказано: «И исполняйте обещание, ибо за обещанное спросится. И будете вы спрошены о том, что творили» (Коран, 16:93).

Английский педагог и психолог Х.Д. Джайнотт отмечал, что чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки воспитываются, они формируются долголетней и ежедневной практикой.

По исламу, вера ниспослана Всевышним, чтобы управлять жизнью каждого человека, регулировать его семейную жизнь и направлять жизнь всего человеческого общества. Неискажённый истинный смысл веры может быть воспринят только просвещёнными, образованными, воспитанными соответствующим образом людьми. Неотъемлемыми элементами образования являются: знания; разум; добродетель. Праведный мусульманин не должен останавливаться в обучении, наоборот, получая полезные знания всю свою жизнь, накапливая мудрость, он должен совершенствовать свою личность, делая добро и стремясь благотворно влиять на окружающих.

Таким образом, конечная цель воспитания и обучения  в исламе заключается в формировании нравственной личности – благонравного человека, ответственного за свои деяния.

По исламу, мусульмане должны быть мудрыми в общении с людьми – как  в делах, так и в словах, что еще более важно – должны уметь правильно оценивать вещи. Такая мудрость означает быть умеренным в своих поступках и обозначается термином «васатыйа» – срединность, умеренность. В Коране сказано: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом»[4].

Известный во всем мире ученый Аль-Фараби пишет: «Действия, являющиеся благими, суть умеренные, расположенные посередине между двумя крайностями, которые обе дурны, одна из них – избыток, другая – недостаток. Точно так же и добродетели суть душевные состояния и свойства, находящиеся посередине между двумя состояниями, которые оба являются пороком: одно – излишество, другой – недостаток. Например, щедрость – средина между скупостью и расточительностью. Мужество – средина между безрассудством и трусостью. Скромность – нравственное качество, среднее между высокомерием, с одной стороны, и застенчивостью, с другой стороны…»[5].

Понятие умеренность – васатыйа означает равновесие между двумя крайностями. В Священном Коране сказано: «И небо Он воздвиг и установил весы, чтобы вы не нарушали весов. И устанавливайте вес справедливо и не нарушайте весов». «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Коран, 2:143).

Умеренность выступает как всеобъемлющий принцип догматики, культа, моральных ценностей, эти­ки, взаимоотношений и цивилизационного взаимодейс­твия.

В Коране сказано: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (Коран, 42:40). Это один из главных при­нципов «васатыйи» – выбор из всех возможных вариан­тов наилучшего, ведущего к миру путем наименьшего насилия.

Ислам требует от нас вести диалог с представителями другой веры в рамках справедливости («адль»). Тем не менее, из всех возможных предположений о своем оппоненте мы должны изначально исходить из лучшего. Такой подход позволит открыть двери для доброже­лательного диалога и избежать ненужных конфликтов даже тогда, когда позиции явно не сойдутся. В этом слу­чае лучше разойтись с миром по домам и остаться доб­рыми соседями, сотрудничающими в социальных воп­росах, где общего в наших позициях намного больше.

Следующее важнейшее понятие в контексте воспитания отношений – толерантность. Для раскрытия понятия обратимся к Википедии: «толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». К сожалению, раскрытие понятия никак не способствует взаимопониманию между представителями различных культур, тем более в России: кто чужой?

Понятие толерантность активно осваивается сегодня общественностью, особенно молодежью. Существующая не только в словарях, но и в Интернете, в некоторых научных исследованиях высокомерная интерпретация понятия с позиций более «сильного и лучшего старшего брата» никак не способствует формированию тех личностных качеств, которые необходимы для укрепления связей и отношений, равенства в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Приемлемое определение толерантности дано в «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года в Париже: «…толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.

Итак, мы будем раскрывать  понятие «толерантность» как понимание и уважение  взглядов других людей. Язык как социальное явление живет вместе с нами, он в нас воспроизводится бесконечное количество раз, проявляя гибкость и готовность и дальше служить пониманию мира и людей. Толерантность – не мода, как пытаются интерпретировать ее некоторые средства массовой информации, толерантность сегодня – необходимость, требование современности (зарурият). Это основа взаимоотношений. И эти основы должны быть заложены в детях с самого раннего возраста.

В арабском языке близким по значению к понятию «толерантность» является ихтирам – 1) уважение, почтение; 2)неприкосновенность.

В языках мусульманских народов России в настоящее время параллельно употребляются и понятие «толерантлык» (-ость/-лык), и понятие «ихтирам» как синонимы.  Для обозначения раскрываемого нами явления активно употребляется еще одно понятие: адль  (у народов России – гаделлек, ‘аделлек) –  справедливость.

В западных странах, особенно в США, далее по цепочке через СМИ, у нас, стало обычным ставить знак равенства между понятиями «мусульманин» и «террорист», для чего абсолютно нет никаких оснований. Как пишет профессор А.А. Ахтамзян, «вера и культура мусульман и акции отдельных групп экстремистов не одно и то же, так же как вера христиан и политика некоторых держав отнюдь не идентичны». Ислам призывает к добру, чести, справедливости, и как решил поступить отдельно взятый гражданин, и как он решает для себя те социальные проблемы, которые существуют в стране – так же не вина ислама.

«Мусульманская культура – это одна из великих культур, это неотъемлемая часть мировой цивилизации. Наша обязанность состоит в том, чтобы не только знать историю и культуру ислама, но и передать наши знания молодому поколению наших соотечественников», – пишет А.А. Ахтамзян далее.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторических общностей, в том числе социальных, этнических, этноконфессиональных. Особенно актуально это для современной России, где исконно совместно существуют самые различные народы и нации, представители которых исповедуют различные религии, и в этом многообразии – особенность и мощь нашей родины. События последнего времени в странах Западной Европы, СНГ и др. показали, что эти межкультурные, межэтнические контакты не исключают и конфликтов, возникающих на разной почве, в том числе и на религиозной. Вот почему столь важным является воспитание этнической и религиозной толерантности в многонациональной и многоконфессиональной России.

В последние годы возникла и в геометрической прогрессии нарастает еще одна существенная проблема, которая острее всего проявляется в крупнейших мегаполисах, таких как Москва, Санкт-Петербург. В результате трудовой миграции из стран СНГ, особенно из стран, где компактно проживает мусульманское население, прибывает большое количество молодых мусульман (которых, уже очевидно, принимают мегаполисы, предоставляя им работу, абсолютно не решая вопросы, связанные с их минимальными жизненными потребностями  –  в крыше над головой, в гигиенических возможностях и др. социальных потребностей – молиться, например). Большинство из этих юношей и девушек имеют в лучшем случае основное образование – 9 классов средней школы и абсолютно не знают русского языка, в отличие от их родителей – бывших граждан Советского Союза. По сути, это питательная среда для пропаганды ксенофобии, национального и религиозного экстремизма, для международной террористической деятельности, в конечном счете. В решении этой проблемы, на наш взгляд, оптимально было бы более разумное сотрудничество властей и исламских образовательных учреждений, которые уже берут на себя ее решение и которые имеют на это педагогический потенциал. И, что также немаловажно, приезжая молодежь идет поступать именно в исламские образовательные учреждения, зная свою основную религиозную обязанность – изучать ислам.

Проблема мигрантов обсуждается сегодня активно, к месту и не совсем к месту употребляя слово «толерантность», обсуждаются также принципы культурного разнообразия и политика мультикультурализма. Необходимо сказать, что понятие, заимствованное в последнее время через западные СМИ, никак не может отразить действительность в Российской Федерации, где мусульмане являются не мигрантами, а коренным населением. Исходя из политики мультикультурализма, обострение конфликтов принято объяснять возросшими темпами миграции, сами конфликты трактуют как культурные или этнокультурные и возлагают вину не на политические решения, а на недостаток толерантности, якобы препятствующий разным культурам гармонично сосуществовать. В.С. Малахов, называя такую несправедливость «интеллектуальным перевертышом», наделением самостоятельным бытием отвлеченных понятий, уже обращал внимание общественности. «В этой логике и культурное, и этническое наделяются самостоятельной сущностью, предшествующей воле и действиям людей. Это как бы раз и навсегда заранее данные, субстанциональные качества, предельное и исчерпывающее объяснение всего. Мультикультурализм перетолковывает противоречия (социальных, экономических, политических, региональных) интересов в противоречия (этнического, конфессионального) происхождения. Способствуя этнизации социальных конфликтов, мультикультуралистская идеология делает их неразрешимыми»[8]. Больше того, такая идеология все глубже и глубже обостряет ситуацию, сегодня уже за все негативные проблемы, связанные с мигрантами, должны «отвечать»  мусульмане.

Вопросы взаимодействия национального и религиозного являются одной из острейших социальных проблем современности. Почему в многонациональном и многоконфессиональном государстве при решении национальных вопросов прибегают к религии? Об этом пишет известный исламовед Г.М. Керимов: «опыт Советского Союза и нынешние национальные проблемы в России показывают, что светские и политические средства решения национальных вопросов не были разработаны и не разработаны должным образом по сей день. Если бы национальные меньшинства могли решать проблемы сохранения и развития своей национальной культуры, языка, политического суверенитета светскими демократическими средствами, то в решении этого сложного и злободневного – национального – вопроса для религии оставалось бы значительно меньше места»[9]. Например, многочисленные татары на территории России (вне Республики Татарстан) нуждаются в защите своего языка, так как их дети не имеют возможности изучать свой родной язык хотя бы в пределах одного-двух часов в начальной школе. Сейчас эту функцию берет на себя религия: в мактабах и медресе при мечетях, кроме религиозных дисциплин, изучаются и татарский, башкирский и др. языки.  Мусульманские этносы России считают ислам реальным, важным гарантом в противостоянии ассимиляции и потере национальных духовно-культурных ценностей.  Коран дает людям возможность направлять разум каждого человека в созидательное русло: «Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг (Коран, сура «Разъяснены», 34)»; «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд» (Коран, сура «Преграды», 199).

Религиозные предписания ислама органически сочетаются с сугубо заботами людей. В этом выражается гибкость ислама. Истинные исламские ценности – гибкость, склонность к компромиссам, умеренность, избежание риска, культ знания, справедливости и права – должны быть оценены по достоинству, т.к. ислам не навязан России извне, «он не чуждое ей явление, а часть ее судьбы, созданная и ежеминутно проживаемая миллионами ее сынов и дочерей. Противостоять исламу и тем более бороться с ним в России означает выступать против собственных народов»[10].

Современные российские образовательные учреждения сегодня – это в каком-то смысле модель многонационального и многоконфессионального российского общества. Сегодня учатся вместе, в одном классе либо аудитории дети, молодежь, принадлежащая к разным национальностям, воспитанная  в соответствии с жизненным укладом, традициями поведения, культуры и религии своих народов. Своя культура, ценности всемерно оберегаются в со­знании личности. По утверждению психологов, религиозные чувства являются особо уязвимыми.

Миллионы людей в процессе обучения ежедневно входят в иную культурную среду. Образование способно обеспечить взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп. В этой связи, необходима модернизация образовательных систем именно в этой плоскости.



[1] Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане / Ислам в истории и культуре татарского народа. – Казань, 2000. С. 195.

[2] Э.Р. Кулиев. Перевод смыслов и комментарии. – М., 2003. С. 541.

[3] Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологии. / Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб, 2000. С. 235.

[4]Коран. 2:269. Перевод смыслов и комментарии: Кулиева Э. Р. – М., 2003. С. 69.

[5] Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. – Алма-Ата: изд.-во «Наука»,  1978. С. 186-187.

[8] Малахов В.С. Зачем в России мультикультурализм // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. – М., 2002. – С. 51.

[9] Керимов Г.М. Закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. – СПб.: «Изд. «Диля», 2007. С. 373.

[10] Российская газета. – 1993. – 14 мая. Приложение к «Литературной газете». – 1991. — № 7. С. 21.


Оставить комментарий