Главная » Статьи » Инновационные процессы в исламском образовании

Инновационные процессы в исламском образовании

Изучение инновационных процессов в исламском образовании необходимо для влияния на качество организации образовательного процесса в исламских учебных заведениях.

Инновационные процессы в конфессиональном образовании мы понимаем как систему разработки, апробаций, распространения и внедрения в организацию образовательного процесса религиозного учебного заведения современных технологий, моделей, приемов, которые позволят повысить эффективность и качество, будут способствовать развитию религиозного образования.

 

Сложность инновационного процесса в системе исламского образования заключается в необходимости решения двуединой задачи: с одной стороны – адаптации исламского религиозного образования к современным условиям развития и потребностям российского общества, а с другой – сохранение мусульманской идентичности. Все это требует от организаторов исламского образовательного процесса и преподавателей особого профессионализма и компетентности.

Для осуществления такой задачи необходим научный анализ накопленного за последние годы практического опыта, важны изучение традиций, исторически сложившихся в местах локального проживания российских мусульман и во всем исламском мире, а также учет новейших достижений в отечественной педагогике.

В истории развития исламского образования в России уже происходили инновационные процессы. Таким реформаторским движением стал джадидизм. Основной целевой установкой джадидизма было повышение качества конфессионального образования и адаптация его к современным условиям развития российского общества конца XIX – начала XX вв, а также следование достижениям европейской культуры.

Модернизация образовательного процесса началась с введения светских наук и русского языка, а также изменения методической системы преподавания всех традиционных для исламской системы образования дисциплин.

Известно, что первую школу нового типа открыл в 1884 г. в Бахчисарае Исмаил Гаспринский. Он с 1881 до 1914 г. выпускал  газету  «Тарджиман» («Переводчик»), на страницах этой газеты освещал актуальные проблемы образования, развития культуры и науки, вопросы о новометодном способе организации учебного процесса. Газета широко распространяла опыт отдельных школ и учителей-просветителей, ставших на путь реформы образования и применения интенсивных методов обучения. Гаспринский не только пропагандировал свои идеи: он разрабатывал программы, готовил и издавал учебные пособия, организовывал показательные уроки в своей школе. Написанная им в рамках новой программы обучения книга «Ходжа-и Субъян» («Учитель детей»), изданная в 1898 г. в Бахчисарае, использовалась повсеместно в мусульманских новометодных школах в качестве первого учебника.

Гаспринского называют «величайшим мусульманским реформатором XIX в.[1]». Его идеи охватывали все больше и больше мусульманских школ России. Позитивные изменения в организации и в методиках преподавания в системе конфессионального образования привели к качественным переменам во всех исламских учебных заведениях.

Новометодное медресе имело четыре отделения: ибтидайя (начальное), рушдия (среднее), игъдадия (выше среднего) и галия (высшее). Формируется также разноуровневая система подготовки педагогических кадров: «отделение игъдадия давало повышенное среднее образование и готовило шакирдов к поступлению в высшее отделение, одновременно давало им право на педагогическую деятельность в качестве хальфы, мугаллима и казыя[2]». На этом этапе мы наблюдаем, как постепенно сформировывается целостная система образования у мусульман, отдельная от государственной системы, при поверхностном, иногда даже отрицательном взгляде правительства к образованию и просвещению широких слоев населения. В сущности, имело место приспособление к новым условиям жизни, интеграция конфессионального образования в складывавшуюся светскую систему образования.

Происходили перемены и в женском образовании. Становление новометодной системы женского образования началось на рубеже XIX и ХХ вв., процесс этот так и не завершился до 1917 года. Возникновение женских учебных заведений у всех народов царской России, в том числе у русского, во многом было связано с частной инициативой. Об открытии Высших женских Бестужевских курсов в 1878 году сообщается следующее: «Горячими поборниками высшего женского образования в России были прежде всего сами женщины, активно участвовавшие в общественной жизни, мужественно боровшиеся против предрассудков, семейного деспотизма[3]». Жена знаменитого реформатора, просветителя Галимджана Баруди – Багбостан Вильдан кызы Муминова в 1908 году открыла в Оренбурге школу для девушек. Почетное место в истории просвещения занимают Лябиба Хусаинова, Фатиха Аитова, Магруй Музаффария, Сагадат Амирханова, Сара Шакулова, Марьям Акимбетьева, Фатыма Алмакаева[4].

Женские новометодные профессиональные школы, открываемые в этот период, были уже совсем иного характера даже по сравнению с первыми новометодными школами. Для преподавания в этих учебных заведениях приглашались учительницы, получившие соответствующее образование и некоторые навыки работы в крупных женских новометодных школах. Выпускницы новометодных школ преподавали также в открывающихся русско-татарских школах для девочек.

В ходе развития новометодной системы создавались улучшенные учебники, разрабатывались программы и методика преподавания различных предметов с использованием достижений мировой и русской педагогики. Так, по мере становления новой системы образования происходит формирование научной мысли в этом процессе: «возникают и находят отклик в сфере подготовки учителей, врачей и других специалистов педагогические взгляды Коменского, Песталоцци, Бецкого, Янковича, Герберта, Дистервега, Белинского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого, Ушинского, Лесгафта, Акмуллы, Уметбаева и многих других»[5]. Педагогические идеи известных ученых развивались применительно к национальной педагогике. Начинает издаваться научная, научно-педагогическая, учебно-методическая литература.

Преобразования были успешными и результативными: по мере того, как распространялась весть о новых учебных заведениях, «муллы с Кавказа, волжских регионов приезжали в Бахчисарай с тем, чтобы обучиться новому методу, затем возвращались к себе на родину и открывали собственные школы. К концу 1880-х годов практически в каждой русской провинции было хотя бы два-три подобных учебных заведения… они были в каждом мусульманском городе, на Средней Волге, на Кавказе, Туркестане и в казахских степях[6]».

В начале XX века уже большинство конфессиональных школ являлось «новометодными». К ним прежде всего относились медресе в крупных городах: медресе «Мухаммадия», Апанаевское медресе (другие названия – «Каримия», «Галлямия», «Касимия»), Азимовское, Марджаниевское медресе в Казани, «Галия», «Усмания» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.

Изначально взявшее курс на освоение и использование нового метода, на преподавание светских и естественных наук медресе «Хусаиния» в Оренбурге было основано в 1891 году братьями Хусаиновыми. Медресе было настолько прогрессивным, что другие высшие школы, перешедшие на  новый метод обучения несколько позже, заметно ему уступали[7]. Учебные классы были сгруппированы по разрядам: три начальных класса (ибтидаия), четыре средних класса (рушдия), четыре класса, подготовительных к высшему (игдадия) и три высших класса (галия). Окончившие разряд «игдадия» получали свидетельство и звание учителя средней школы. Учебный план разряда «игдадия» 1906/07 учебного года, кроме теологических дисциплин: Акида, Фикх, Ахляк, Тафсир, Хадис, Ысул-ул фикх, включал преподавание таких дисциплин, как Физика, Химия, Арифметика и Алгебра, Геометрия и Тригонометрия, История, География, Астрономия, Психология, Логика, История философии, Введение в философию, Философия религий, Элементарное право, Гигиена и медицинские знания, Политиэкономия и Торговое дело; а также цикл дисциплин по изучению языков: Арабский язык и литература, Татарский язык и литература, Русский язык, Немецкий язык, Персидский язык[8].

В учительском институте (Даррульмугаллима), организованном на базе медресе «Хусаиния», готовили учителей начальных, средних и высших школ. Выпускники богословского отделения, желающие стать имам-хатыбом или преподавателем религиозных дисциплин, кроме обычных выпускных, должны были дополнительно сдать экзамен муфтию. В медресе не было четкого деления на факультеты и специальности. Выпускники медресе стали представителями самых разных профессий: среди них и авторы первых советских учебников, словарей, составители географических и исторических карт, атласов, ученые-энциклопедисты, писатели. Выпускники этого медресе: М.М. Алиев, З.Н. Аюханов, Х.К. Бакиров, Дж Валидов, Ф.Г. Каримов, Ш.М. Файрушин, Г.С. Ибрагимов (Шеноси) и много других[9].  Деятельность медресе была направлена на подготовку всесторонне образованных людей. В самом медресе сконцентрировались высокообразованные, «новометодные» преподаватели. Почти все преподаватели в совершенстве владели несколькими языками: татарским, башкирским, казахским, русским, арабским, турецким.

Преподаванию русского языка и литературы в медресе «Хусаиния» всегда придавалось огромное значение. О высоком уровне преподавания русского языка говорит и то, что преподавателями и выпускниками медресе выполнено большое количество переводов с русского языка на татарский (художественной, учебной и научно-популярной литературы). Так, например, Н.И. Еникеев перевел «Ревизора» (1902) и «Женитьбу» (1905) Н.В. Гоголя, в те же годы С.Л. Рамеев перевел «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Овод» Э. Войнич, «Спартак» Джованьоли и произведения Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, пьесы Софокла и другие – здесь можно перечислить огромное количество произведений русской и зарубежной классики. В стенах медресе сложилась целая группа переводчиков – переводились и художественные произведения, и учебники, и научно-популярная литература.

Исследователь медресе «Хусаиния» Мадина Рахимкулова представляет нашему вниманию учебные планы разных лет: в них отражается влияние социально-политических потрясений в стране: и усиливающаяся реакция, и непрекращающиеся студенческие выступления. Учебные планы меняются в зависимости от общественных условий развития – религиозные дисциплины переносятся то в начало учебного плана, то в конец, есть изменения в перечне дисциплин.  В 1906/07 учебном году (всего 1 год) существовали два отделения: богословское и научное. В учебном плане учительского института, составленном на 1917/18 учебный год, появляются новые дисциплины: История социализма, Основные законы советского государства[10].

Учиться в медресе приезжали из всех губерний России, Крыма, Кавказа, Средней Азии и Сибири.

 

Таким образом, результаты деятельности джадидистов, – которые рассматриваются как инновационный процесс в истории развития исламского образования, обосновывают целесообразность и возможность организации современной системы  исламского образования на основе применения современных достижений в педагогике, науке и технике.

Эффективность современной системы конфессионального образования определяется следующими организационно-педагогическими условиями[11]:

Необходимо создание правовой, организационной и методической базы, должного материального оснащения;

Крайне важна подготовка кадров, логичное сочетание общенаучной и специальной теоретической, практической подготовки будущих специалистов;

При этом требуется компетентность, высокий профессионализм и методическое мастерство преподавателей;

В учебном процессе важен тщательный отбор информации и соответствующих современной жизни примеров;

Сегодня нельзя не использовать информатизацию образования и  новейших технологий открытого образования;

Залогом успеха является обеспечение преемственности различных уровней конфессионального образования;

Необходимо добиться согласованности профессиональных действий всех структурных подразделений учебного заведения и всей системы образования;

Сопровождение послевузовской деятельности выпускников, создание эффективной системы дополнительного образования обеспечит высокую результативность.

Все в целом будет способствовать повышению качества образования.

 

В организации современного исламского образования выявляются следующие инновации:

  1. Создание университетских центров для развития системы исламского  образования (см. схему № 1);

Инновационная модель развития исламского образования

 Инновационная модель развития исламского образования

 

В негосударственной системе конфессионального образования все инновационные процессы неизбежно проектируются на высших образовательных учреждениях (университетах). Университет в новой модели как центр развития конфессионального образования выполняет управленческие, организационные, методические, диагностические функции.

  1. В функции университета входит:

— разработка необходимой служебной (нормативной) документации;

— подготовка основных образовательных программ;

— планирование учебной работы на всех ступенях обучения;

— кадровое обеспечение;

— информационное и материально-техническое обеспечение;

— подготовка  учебно-методической, учебной и научной литературы для всех ступеней обучения;

Современный университет должен формировать у выпускников высокий уровень знаний, обеспечивать степень пригодности выпускника к эффективной работе, удовлетворять запросы общества в отношении кадров и формировать в обществе новые взгляды на качество образования, пропагандируя необходимость сохранения культурных и духовных традиций в обществе.

Организационная структура исламского образовательного учреждения направлена на достижение основной цели – повысить качество и эффективность образовательного процесса в системе исламского образования (см. схему 2).

Организационная структура исламского образовательного учреждения

нажмите на изображение для увеличения

Предлагаемая организационная структура реализуется на основе следующих педагогических принципов:

  • системность;
  • последовательность;
  • комплексность;
  • аналитичность.

Эти принципы выступают во взаимосвязи друг с другом и в комплексе обеспечивают успешное решение задач для реализации концепции качества и комплексного управления качеством образования.

Структура является сочетанием традиционных «вертикальных» структур, обеспечивающих развитие научных школ и подготовку высококвалификационных кадров на базе научных исследований и «горизонтальных» структур, ориентированных на быструю адаптацию в условиях высокой конкуренции на рынке образования.

Университетская система предполагает межфакультетское и междисциплинарное сотрудничество по всем вопросам, а также сотрудничество и согласованность профессиональных действий всех структурных подразделений университета и всей системы мусульманского образования. Все функции университета – и учебно-научные, и административно-хозяйственные – подчинены основной цели университета – формированию целостной образовательной деятельности. Такая организация представляет собой общую поддерживающую систему для выполнения программы качества во всем учебном заведении и во всей университетской системе.

Учебное заведение планирует качество, организует оценку, контролирует, анализирует результаты. Установленные минимальные стандарты предъявляют требования к уровню образовательного процесса. Путем периодической проверки учебного процесса и отдельных программ устанавливается соответствие образовательной деятельности этим стандартам. Такой контроль понимается как действие, необходимое для сбора фактов с целью формирования планов и принятия мер по улучшению качества образовательного процесса. За качество отвечают три группы специалистов:

а) совет по экспертизе;

б) ректор, проректоры и заведующие кафедрой;

в) преподавательский состав.

Ректор, проректоры, преподавательский состав путем междисциплинарных усилий формируют целостную образовательную деятельность, в результате предоставляя выпускнику возможность развить и реализовать свой действительный потенциал.

В  схеме выделены две группы элементов:

  • традиционные для высшей школы элементы (Попечительский совет, Ученый совет, службы ректора и проректоров);
  • новые элементы, ориентированные на управление системой образования на основе современных требований. (Центр управления качеством образования; Электронный университет (e-learning); Международный отдел; инновационные для исламского учебного заведения «вертикальные» структуры, обеспечивающие развитие научных школ и подготовку высококвалифицированных кадров: Аспирантура, Ученый Совет, НИИ, Научно-исследовательские отделы и др.

Новый элемент – Центр управления качеством образования является объединяющим подразделением, который призван оказывать влияние на все структурные подразделения университета через советы качества при каждом проректоре.

Функции и виды работ, выполняемых Центром управления качеством образовательной деятельности университета очень важны и актуальны:

  • подготовка и представление в УМО, в координационный центр при Духовном управлении мусульман Информационной карты вуза;
  • подготовка Модуля сбора данных для Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • анализ деятельности кафедр, факультетов, филиалов, структурных подразделений университета по показателям Государственной аккредитации;
  • сбор, анализ и оценка показателей, характеризующих условия осуществления образовательной деятельности, на соответствие их требованиям  лицензионных нормативов;
  • сбор и систематизация материалов для подготовки к аттестационной экспертизе;
  • сбор и анализ сведений об издательской деятельности;
  • подготовка сборников тезисов научно-методических конференций;
  • систематизация и хранение документации, выполняемых на кафедрах и во всем учебном отделе.

Наличие такого центра и ведение такой работы в исламских вузах в настоящее время крайне важно.

Университетская система предполагает сотрудничество всех структурных подразделений университета и всей системы мусульманского образования. Все функции университета – и учебно-научные, и административно-хозяйственные – подчинены основной цели – формированию целостной образовательной деятельности. Высший тип учебного заведения с религиозным направлением помогает в организации учебного процесса структурам, осуществляющим более низкую ступень, осуществляет методическое руководство образованием. Все действия направлены на достижение основной цели – повысить качество и эффективность образовательного процесса.

 



[1] Беннигсен А.А. Исмаил бей Гаспринский (Гаспралы) и происхождение джадидистского движения в России. Перевод с англ. Субаевой Р.Р. // Исмаил бей Гаспринский. Россия и восток. – Казань: Фонд Жиен. Таткнигоиздательство, 1993. С. 79.

[2] Ялалов Ф.Г. Этнодидактика элитарного образования татарского народа. http://www.antat.ru/zip/gornal/galalov.doc.

[3] Мухарямов М.К. Вводная статья к книге Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). Москва-Петроград, 1923.// Ж. «Казань», №6. Фрагменты книги. Казань, 1992. С.3.

[4] Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. – Казань: Алма-Лит., 2003. С. 89.

[5] Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. – Уфа: Издательство «Гилем», 2004. С. 20.

[6] Беннигсен А.А. Исмаил бей Гаспринский (Гаспралы) и происхождение джадидистского движения в России. Перевод с англ. Субаевой Р.Р. // Исмаил бей Гаспринский. Россия и восток. – Казань: Фонд Жиен. Таткнигоиздательство, 1993. С. 87.

[7] Абдуллина З.М. Реализация просветительских идей И. Гаспринского в реформировании мусульманских школ Башкирии // Ислам и общество: история, философия, культура. – М.: Институт Востоковедения РАН, 2003. С. 63.

[8] Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург: «Яна Вакыт», 1997. С. 19.

[9] Рахимкулова М.Ф. Указанная работа, С.29.

 

[10] Рахимкулова М.Ф. Указанная работа, С.15-27.

[11] Хабибуллина Г.Ю. Исламское образование. Инновационные процессы в конфессиональном образовании. Часть 1. Учебное пособие (для студентов, углубленно изучающих историю и культуру ислама). – М.: ООО «ГК ИТЛ», 2007. Стр. 9-15.


Оставить комментарий