Главная » Статьи » Потенциал религии в духовно-нравственном воспитании личности

Потенциал религии в духовно-нравственном воспитании личности

В каждой религии существует определенная система общепризнанных нравственных норм и правил. Религия задает человеку систему ценностей,  определяет нормы поведенческой деятельности, отношения между людьми в сфере семьи, в быту, в обществе.  В исламе такие правила сформулированы в Коране и Сунне (слова и мысли Пророка Мухаммада). Среди них можно выделить культовые правила поведения и нравственные нормы поведения человека, некоторые из них явились источниками норм мусульманского права.

Приведем в качестве примера некоторые аяты из Корана: «Поистине те, кто уверовал и творил добрые дела, – им Милосердный дарует любовь», «И совершивший добро даже весом с пылинки увидит его» (19:96; 99:7) [1, c.245], и хадисы: «Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдает должное тем, кто обладает знанием (Ат-Тирмизи)» [2, с.266], «Поистине лучшими из вас являются самые благонравные (Аль-Бухари и Муслим)» [2, с.204]. Под словом «благонравие» подразумевается любое достойное нравственное качество, украшающее, очищающее и возвышающее человека. Религия регулирует духовную жизнь людей, как пишет И.В. Метлик, «религия придает определенную направленность таким духовным чувствам, как совесть, стыд, любовь, надежда, вера, вносит соответствующее религиозное обоснование. Религией определяется, чего именно должен стыдиться человек, во что и как он должен верить, на что именно надеяться. Значение религиозного мировоззрения здесь видится в том, что эти чувства стимулируются, культивируются и развиваются, наполняются конкретным содержанием, включая и жизненные примеры» [3, с.13]. Вот как определяли стыдливость мусульманские улемы (ученые): «Истинной сутью стыдливости является такое нравственное качество, которое побуждает к отказу от всего безобразного и не позволяет ему ущемлять права других. …Стыд есть способность видеть благодеяния Всевышнего и способность видеть собственные упущения, между которыми и зарождается то, что именуется стыдом» [4, c.338]. Согласно религиозному мировоззрению, успешные деяния есть деяния, совершенные с именем и с помощью Всевышнего.

Религиозные тексты содержат и обучающие, и воспитывающие компоненты. В религиозной педагогике вопросы воспитания глубоко разработаны, они отточены веками, поэтому открытая назидательность священных текстов воспринимается без внутреннего отторжения и впитываются они с особым чувством послушания. Сформулированные в религиозной морали ценности логичны, ясны и понятны. К примеру, цитата из вероучительной литературы:: «Хуббуль ватан – мин аль-иман» – любовь к Родине – часть твоей веры.

Как результат оформления нравственных норм и ценностей возникли педагогические заповеди (в исламе – кава‘идуль ахляк). В стремлении к самосовершенствованию появилась необходимость приобретения знаний – познающий приобретал то, что накоплено до него – хорошее, лучшее, мудрое.

Обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «Был для Вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день» (Коран, 33: 21); «и, поистине, ты – великого нрава» (Коран, 68: 4; 33: 21) [1, c.331, 454]. Соответственно как образец поведения являются слова и мысли пророка (сунна). Под образованием в исламе понимается обучение знанию, предназначенному для разума – для человека. Знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта, наоборот, знания и науки прежде всего должны руководствоваться положениями и общими выводами Божественной истины и сверять с ними свои достижения: нравственно ли это с точки зрения ислама, не несет ли данное научное открытие людям зло? [5, с.48-50].

Процесс приобретения знаний всегда заключает в себе этическую цель, познающий приобретает не только знания, но и получает воспитание.  Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения и в исламе. Глубокое значение в этом смысле имеет понятие адаб, которое мы понимаем как «достойное поведение». Но смысл понятия «адаб» гораздо шире – значение данного слова малайзийский ученый-богослов, наш современник д-р Накыб аль-Аттас раскрывает не только как «достойное поведение», но и «отражение мудрости (хикмат)». Следовательно, образование как познавательное действие является усвоением адаб. «Чтобы объяснить смысл, который  вкладывается в понятие адаб, – пишет аль-Аттас, – нужно обратиться к человеческому «я». Личность человека, его душа имеет два аспекта: один, предрасположенный к добродетели, разумный по своей природе, верный своим обязательствам перед Богом; другой – склонный к злодеянию. Когда разумная душа подчиняет себе животную и берет ее под свой контроль, это означает, что человек сумел поставить на надлежащие места свои животное и разумное начала. Таким образом, реализуя свое «я», человек находит подобающее место и для себя самого, проявляя адаб по отношению к самому себе» [6, с.19-21]. Так же можно объяснить отношения между родственниками и супругами в семье, между людьми в обществе. Понятие это очень емкое: адаб подразумевает и воспитание, и знание, – «знание, полученное посредством мудрости; адаб, провозглашая целью стремление к знанию, оказывается еще и внутренней, и внешней активностью души, зиждущейся на этических и моральных ценностях и добродетелях, причем источник его происхождения кроется не в философии или науке, а в явленной истине, вытекающей из религии.  Итак,  адаб – это дисциплина тела, разума и души; воспитание, гарантирующее признание и осознание человеком своего истинного места с учетом своих физических, умственных и духовных способностей и возможностей» [5, с.22,23]. Воспитание в семье, образовательный процесс в учебных заведениях – все это есть  формирование  в человеке «адаба» – высокой нравственности. Процесс формирования мировоззренческой культуры в образовательных учреждениях рассматривается как формирование целостности знаний, убеждений и веры.

Духовное образование в формировании мировоззрения  обучающихся опирается на принципы толерантности – понимания и уважения взглядов обучающихся. В Коране сказано: Ля икраха фит дин – «Нет принуждения в религии»; «Ля кум диинукум валиадиин» – вам своя религия, нам – своя.  Воспитание и обучение ориентированы на личность, на ее активность и самостоятельность. Опираясь на принцип самоопределения личности, духовное образование стремится обеспечивать свободный выбор и воспитывать ответственность за свои решения и действия. В религии идея свободы личности трактуется как личная ответственность каждого человека за все им содеянное.

В Коране сказано: «И исполняйте обещание, ибо за обещанное спросится. И будете вы спрошены о том, что творили» (16:93) [1, c.217]. Как отметил Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий Равиль Гайнутдин, одной из задач духовного воспитания является «раскрытие значения религиозности для личного самосовершенствования, сохранения нравственной чистоты в нынешних условиях, когда перед человеком стоит нередко животрепещущая задача – оставаться человеком в условиях безнравственности и бездуховности» [117, с.298]. Личная ответственность каждого человека за все им содеянное будет способствовать его самосохранению в любой среде. Духовная культура, являясь основой формирования всесторонне развитой личности, в педагогике рассматривается как цель, источник содержания  и средство воспитания. Неотъемлемыми составляющими духовной культуры личности являются: духовно-нравственная культура, познавательная культура, гражданская культура, культура общения, культура здорового образа жизни.

 

Использованная литература:

 

  1. Коран. – Пер. с араб. И.Ю. Крачковского. – М.: Изд-во «Раритет», 1990. – 528 с.
  2. Безрогов В.Г. Педагогика и религиозная традиция // РАО, труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып.1. История образования и педагогики. – М.: Изд. УРАО, 2001.
  3. Муслим. Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель – имам Ан-Навави. 1233–1277 гг. – М.: Издательский Дом «Бадр», 2001. – 879 с.
  4. Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам в современной России: опыт философского анализа. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
  5. Мухаммад аль-Хашими. Личность мусульманки согласно Корану и Сунне. – Алматы: ЧБФ «Альбаракат», 2005. – 380 стр.
  6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета – 2000, ППЦ «Пересвет», 2004. – 384 с.
  7. Китаб Аль-адаб (Книга о благовоспитанности) // Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель имам Ан-Навави. 1233-1277 гг. – М: Изд. Дом «Бадр», 2001. – 879 с.
  8. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования. – Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. – М.: Типография МПГУ, 2000. – 67 с.
  9. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. – Пер. с англ. Под ред. Саида Х. Кямилева, Тауфика Ибрагима. – М., 2001.
  10. Шарипова Р.М. Концепции «национального просвещения» в мусульманских странах. Соотношение ислама и секуляризации. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 140 с.

 


Оставить комментарий