Главная » Статьи » Проблемы профессионального религиозного образования

Проблемы профессионального религиозного образования

Цели и задачи образования, поставленные в нашей стране, актуальны и для религиозного образования. Сквозь эту призму необходимо проанализировать мусульманскую систему образования и, выявив все плюсы и минусы, разработать перспективную концепцию развития с учетом необходимости ее взаимодействия с современной светской образовательной моделью.

Наша цель – создание конкурентоспособной системы мусульманского образования, гарантирующего высокий профессиональный уровень и подготовку религиозных служителей, преподавателей по богословским дисциплинам, а также – специалистов-теологов, которые могли бы заниматься преподавательской, научной и просветительской деятельностью, работая в различных светских структурах.

Система любого образования включает в себя три компонента: а) содержание образования; б) совокупность учебно-воспитательных учреждений; в) органы управления этой системой. Для успешной организации  всей системы профессионального мусульманского образования необходимо учесть:

  1. особенности поликонфессионального общества и задачи, стоящие  перед мусульманами России;
  2. специфику современной ментальности;
  3. достижения современной образовательной системы, предполагающие опору на теоретические положения классической педагогики и современную методологию, применение разнообразных методов обучения, способствующих повышению эффективности процесса обучения;
  4. общественные, социальные, квалификационные требования к профессиональному образованию;
  5. позитивный опыт, накопленный за долгий период времени российскими мусульманами и, в особенности, – к рубежу 19 – 20 веков.

Учение джадидистов-реформаторов сумело показать пример современного, толерантного и либерального ислама. Джадидизм, отталкиваясь от традиции и учитывая  все наиболее в ней ценное, в то же время обновляет систему мусульманского образования в связи с теми задачами, которые вставали в обществе в тот исторический период. К концу 19 века ими были сформированы и опробованы все составляющие профессионального образования –  его цели и задачи, формы, средства и методы обучения. Было ясно определено содержание религиозного образования, что нашло отражение в программах, учебных планах, учебниках и учебных пособиях.

Сегодняшняя ситуация в мире и в нашем обществе, рост глобальных проблем и резкие жизненные изменения формируют особое современное мышление у молодого поколения.  Вследствие этого,  мы не можем избежать новых подходов к религиозному образованию и должны стремиться к органичному и эффективному сочетанию традиционных и современных форм. «Религиозные педагоги, как и религиозные деятели вообще, должны осознавать свою великую ответственность перед современной молодежью: консервативное цепляние за традиционные мировоззренческие образы и социальные нормы, вырабатывавшиеся в условиях средневекового общества и учитывавшие ментальность людей той эпохи, способны отторгать основную массу молодежи от самой религии, толкая ее в объятия секуляризма, атеизма[1]».

При этом в сфере духовного образования вполне применимы методы обучения, предлагаемые современной наукой и апробированные на практике в сфере светского образования. Однако мы должны учитывать, что методы, приемы и средства обучения, используемые здесь преподавателями, будут проецироваться на специфическую аудиторию исламских учебных заведений, следующих сложившимся стереотипам и, нередко, сопротивляющихся всему новому в преподавании.

Религиозное образование должно предполагать инновации, должно опираться на новаторские подходы в обучении. Нужно подчеркнуть, что новаторством (от лат. novato – обновление, изменение) называют сочетание традиции и современности, отличая  это понятие по вкладываемому смыслу от другого – модернизация (от фран. moderne – современный), которая «направлена на изменения в   образовательном процессе  в соответствии с современными требованиями путем введения различных усовершенствований структуры и технологии обучения[2]».

Новизна любого средства относительна. Идея, концепция, технология являются объективно новыми для определенного этапа (например, новой в свое время была классно-урочная система Я.А. Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, превратиться в норму и войти в массовую практику, либо устареть и стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за нововведениями в образовании и осуществлять инновационную деятельность.  Как справедливо заметил заместитель министра вакфов исламских дел Кувейта доктор Адель Фалях на семинаре «Мусульманское просветительство в современной России», состоявшемся 29–30 марта 2006 года при Совете муфтиев России, «просветитель, педагог, проповедник должен использовать лучшие способы, формы и методы обучения, а если узнает о существовании еще лучших способов, то отбросив эти формы, он должен применять в процессе обучения более передовые методы».

Религиозное образование должно опираться на новые подходы в преподавании богословских истин и норм. Об этом говорит председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий Р.Гайнутдин. Обосновывая необходимость обновления ислама, он подчеркивает, что этот процесс должен опираться на Коран и Сунну, любая попытка, разрывающая с традицией при осмыслении учения ислама, «не может быть успешной». Задача преподавателя религиозного учебного заведения – использовать язык, современный по своим формам и созвучный духу времени.

Далее, мы должны стремиться применять такие методы, такие приемы и такие технологии обучения, которые неминуемо привели бы к положительным результатам. В истории развития религиозного образования применялись различные технологии: и технология коллективного взаимодействия, и разноуровневое обучение. Сегодня, наряду  с этими традиционными технологиями обучения, видится необходимость в применении технологии программированного обучения.

Нынешнюю молодежь притягивают различные виды активной деятельности и современные средства реализации образовательного процесса. Использование современных информационных технологий, информационной базы, с одной стороны, превращается для студентов в желаемый род деятельности, а с другой, –  предоставляет им большое поле деятельности, позволяющее проявить и улучшить профессиональную подготовку, внося элементы творчества, поиска.  Компьютерные технологии, в сравнении с другими, привычными способами получения информации (например, посредством учебников, учебных пособий или справочников)  доносят ее с большим опережением. Компьютерные технологии дают возможность организованного общения с пользователем –  построения прямого диалога,  когда формулируются вопросы и ответы, обсуждаются дискуссионные вопросы, т.д. Повышается интерес, происходит осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений. Компьютерные технологии оказываются средством, позволяющим существенно расширить творческий потенциал, повысить производительность, результативность и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Таким образом, сейчас благодаря компьютерной технике в нашу жизнь входит качественно новая технология обучения, которая  может быть очень перспективна и в сфере для  религиозного образования в связи со сложившемся  в исламских вузах положении с учебной литературой по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Кроме этого, компьютерные технологии способствуют выработке необходимых для проповедника, наставника, а также для педагога качеств – мобильности и автономности в принятии решений, аналитичности  мышления, способности к передаче приобретенных знаний, к нововведениям, сотрудничеству.

В нашей огромной стране разрабатывается и повсеместно вводится Единая система дистанционного обучения (ЕСДО), использующая традиционные и новые информационно-телекоммуникационные технологии и технические средства. Эта система очень гибкая, мобильная и демократичная. Члены этого сообщества смогут получать религиозное образование, участвовать в религиозно-просветительской деятельности. Даже самые отдаленные исламские центры, организации, учебные заведения или просто отдельные люди смогут слушать лекции, получать новости мусульманского мира, знакомиться с трудами мусульманских ученых. Интерактивная система видеоконференцсвязи позволит участникам в региональных общинах выступать, задавать вопросы и получать на них ответы в режиме реального времени.

Однако, существует и другое в новых технологиях. Так, интернет предоставляет выходы в сайты, выступающие в качестве информационных каналов-поставщиков фундаменталистских идей радикального толка. Что могут здесь предпринять Духовные управления или  исламские университеты? Религиозное просвещение обязано активно осваивать новые технологии, чтобы знать, что они на сегодняшний день в себе несут молодежи и  вырабатывать способы и методы противодействия, если в этом есть необходимость.  «Здесь и встает вопрос о мусульманском духовенстве, способном, с одной стороны, поддерживать создание общероссийской идентичности (при сохранении религиозного своеобразия), с другой стороны, способного противопоставлять экстремистским идеям, проникающим из-за рубежа, свои новые доктринальные взгляды. Формирование такой прослойки духовенства возможно лишь в процессе профессионального религиозного обучения[3]».

 

х                      х                      х

Религиозные исламские учебные заведение отличает специфика,  которую нельзя не учитывать, «чтобы дух мактабов  и медресе продолжал жить, а ментальность обучаемых выявлялась и поддерживалась на учебных занятиях в полной мере. Эту специфику задает необходимость постоянного утверждения веры в Аллаха, овладения кораническим знанием, формирования личности мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны[4]». Концепция и программа университета должны быть проникнута духом, отвечающим мусульманской культуре. Более того, исламский университет должен стать одним из ее очагов,  быть хранителем мусульманской культуры и превратиться в силу, двигающую ее вперед. Студенты профессионального исламского учебного заведения должны в себе нести знание и чувство гордости достижениями исламской культуры, уважать национальные особенности.

Преподавателями светского блока дисциплин могут быть не мусульмане, но, конечно, воспитанные в духе уважения к исламу, как и к остальным религиям, обладающие знанием исламской культуры и не допускающие в своем отношении к ней и тени какого-либо пренебрежения. В то же время, думается, основная масса преподавательского состава, занятая в преподавании светских предметов, должна быть мусульманами, искренними и твердыми в своих убеждениях. Университет должен заботиться о подготовке квалифицированных кадров, что является крайне важным. Важно не только то, что преподают, важно кто преподает в наших мусульманских учебных заведениях.

Причем подготовку специалистов по исламу должны осуществлять квалифицированные специалисты, не только глубоко знающие исламское вероучение, обряды, но и обладающие знаниями в области светских наук – экономики, права, педагогики и др. Наряду с выполнением первоочередной задачи подготовки высококвалифицированных мусульманских священнослужителей, перед исламскими университетами стоит задача создания фундаментальной научной базы для возрождения исламских наук в России, задача создания собственной школы мусульманских богословов, педагогов, просветителей, специалистов в других областях.

Но по той причине, что это – религиозное учебное заведение, содержание учебного материала, распределение общего количества часов светского цикла дисциплин должно быть подчинено богословскому циклу. Ислам не разделяет светскую и религиозную жизнь, соответственно этому, религиозное и светское обучение должны органично соединиться.

Возможности самой системы и ее проблемы четко отражаются на судьбе выпускников учебных заведений, только-только  вступивших в жизнь. Если выпускники не могут найти свое место в обществе и воспользоваться полученными знаниями, становится сомнительным будущее такого учебного заведения и возникает вопрос об его уровне. Мы должны добиться признания наших дипломов, дать возможность нашим выпускникам продолжить свое дальнейшее обучение в магистратуре, в аспирантуре либо исламского университета, либо других вузов.

Это позволяет создать необходимый базис для того, чтобы человек мог себя найти на рынке труда. Важно максимально приблизить религиозное образование по качественному уровню к системе государственного образования. В квалификационных характеристиках профессионального исламского образовательного учреждения, кроме требований, касающихся наличия знаний исламского вероучения, права, Корана, должно быть и соблюдалось бы и условие знания блока светских предметов, например, теории управления, психологии. Ведь выпускник профессионального учебного заведения должен уметь руководить общиной и быть способным реализовать ее интересы, обладать умением вступать в процесс диалога в различных ветвях власти, применяя при этом разные коммуникативные методы.

Достижению нового, современного качества среднего и высшего профессионального религиозного образования будет способствовать создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки.

В настоящее время в Российской системе образования введена многоуровневая система: первый уровень – уровень бакалавра с 4-летним обучением и второй уровень – уровень магистра с двухлетним обучением, далее специализация, докторантура. Все это является оптимальным и для религиозного образования. Религиозное образование развивается без государственного финансирования при острой нехватке преподавателей, специалистов теологов. После четырех лет обучения выпускники религиозного учебного заведения или теологического факультета университета, получив диплом о высшем образовании, получат возможность включиться в трудовой процесс в силу их сегодняшней востребованности. При желании учиться и соответствующем уровне знаний, выпускники  смогут продолжить обучение.

Подготовка мусульманских теологов при опоре на государственное финансирование, конечно, повысила бы качество обучения, создала бы в хорошем смысле конкурентную среду и позволила бы во многом обеспечить наших мусульман российским образованием, свободным, что очень важно в сегодняшней политической ситуации,  от настойчивого зарубежного влияния. Государство должно финансировать религиозные учебные заведения с тем, чтобы создать возможности оказания методической помощи, формирования системы повышения квалификации преподавателей, а также — повышения заработной платы. Преподаватели религиозных учебных заведений сегодня лишены социальной защиты, не имея никаких льгот, гарантий. Повышение их социального статуса и профессионализма, поддержка со стороны государства и общественности должны быть среди основных задач при проведении модернизации образования.

Высший тип учебного заведения должен помогать в организации учебного процесса структурам, осуществляющим более низкий уровень подготовки специалистов (священнослужителей, теологов), осуществлять методическое руководство образованием. Необходимо налаживать систему издания учебников для мусульманских учебных заведений, а также создать систему экспертизы и контроля качества содержания учебной литературы.

Кроме содержательной стороны и финансирования, для повышения статуса религиозного образования особое значение имеет государственное лицензирование и аккредитация духовных учебных заведений, то есть государственного признания существующей системы профессионального религиозного образования присуждаемых ею дипломов. Государственная аккредитация предполагает контроль со стороны государственных образовательных учреждений, однако, на наш взгляд, это не может рассматриваться в негативном плане – такого рода контроль, наоборот, будет способствовать более эффективной работе в исламских религиозных учебных заведениях. Решение вопроса о государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования даст возможность включиться им в единую систему образования России. Необходимо укреплять взаимоотношения и расширять сотрудничество между учебными заведениями, потому что у нас общая цель – «донести до нашего сообщества истинные знания о религии[5]».  Необходимо также активизировать сотрудничество с учебно-методическим объединением, отделом религиозного образования РПЦ, необходимо установление более активных контактов с Министерством образования по вопросам подготовки образовательных стандартов. Такое сотрудничество, взаимопомощь приведет к совместным успехам.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что система профессионального исламского образования сегодня существует и развивается. Острая потребность в квалифицированных кадрах в русле традиционного ислама требует от нас активных действий по улучшению работы Совета по исламскому образованию, образовательных учреждений, по созданию стандартов, учебных планов и программ исламского образования и приведение их в соответствие с современными требованиями образования и нормами, духовными ценностями ислама.

 


[1] Тауфик И.К. Модернизм и плюрализм как императивы современной религиозной педагогики // Исламское образование в России: проблемы современности. Материалы научно-практического семинара, посвященного 10-летию Нижегородского исламского медресе «Махинур». Нижний Новгород, 2004. С. 43.

[2] Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Учебник для ВУЗов. Владос Пресс,  М., 2003. С. 274.

[3] Патеев Р.Ф. К вопросу о мусульманском образовании в современной России // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах. Вып.5. Ч.2. Ростов-на-Дону, 2004. С. 97.

[4] Сенюткина О.Н. Методология и методика образовательного процесса в мусульманских учебных заведениях России // Исламское образование в России: проблемы современности. Материалы научно-практического семинара, посвященного 10-летию Нижегородского исламского медресе «Махинур». Нижний Новгород, 2004. С. 84, 85.

[5] Муртазин М.Ф. Из выступления на международной конференции  16–17 октября 2003 г. //  Цивилизационные аспекты единства мусульманского сообщества. М., 2006. С. 37.


Оставить комментарий