Главная » Исламская педагогика » Образование как обучение и воспитание

Образование как обучение и воспитание

Основополагающий принцип исламской педагогической системы – формирование нравственной личности путем образования – ясно указывает на то, что образованию отводится особая роль в развитии личности. Как известно, понятие образования – весьма сложное и многоаспектное: сюда включены не только знания, умения и навыки как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг, умения не только общаться, но и налаживать добрые взаимоотношения с окружающими и т.д.

Образование включает в себя обучение и воспитание и предполагает изменения во всех психофизических параметрах человека (в области интеллекта, качеств характера и в поведении).

Понятие та’лим – обучение, образовано от корня ’ильм – знание, означает результат обучения кого-либо чему-либо. Мусульманский ученый Табатабаи в книге «Аль-Мизан» пишет о том, что обучение – это облегчение пути и приближение к цели, а не создание пути или же построение цели[1]. Значительная роль отводится систематизации предмета преподавателем таким образом, чтобы обучающийся воспринимал его как нечто простое и знакомое. Задача преподавателя в том, чтобы вести ученика в правильном направлении к систематизированным знаниям, что защитит ученика как от пустой траты времени на изучение всего, что попадется в глаза, так и от неправильного понимания изученного. При этом преподаватель должен предоставить возможность обучаемому самому искать знания и найти такие средства, чтобы он самостоятельно постигал истину.

Для определения образовательного процесса в преломлении к исламу необходимо привлечь еще одно понятие с широким семантическим полем: тарбия. Поскольку мы подробно комментировали понятие адаб, то в данном случае объясним очень кратко: тарбия – хорошее воспитание, воспитанность. Воспитанностью называют все, что относится к характеристике личности, которые будут рассмотрены в следующих разделах учебного пособия.

Рассматриваемые нами три понятия – образование, обучение и воспитание в исламской педагогической системе осознаются как синонимы с расхождением только оттенков значения. Образование предполагает создание в обучающемся стремления к положительным изменениям путем формирования в нем сознательности и понимания, которые укрепляют волю самого ученика и в конечном итоге побуждают его к практическому изменению себя. Образование – это процесс, который начинается не только от рождения, но включает в себя и подготовку к рождению здорового во всех отношениях ребенка – а это зависит от многого: от выбора спутника жизни, от мировоззрения, приоритетов, привычек членов как вновь создавшейся семьи, так и тех семей, в которых они выросли. То есть, уже задолго до того, как человек стал объектом образования, начинается его подготовительное образование – с тем, чтобы в дальнейшем процесс обучения происходил легче и быстрее достигал желаемого результата. Не случайно существует притча: когда спросили мудреца, с какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка, он ответил: «за 300 лет до его рождения».

Если образование вообще опирается на сознательность самого ученика, то подготовительное образование не предусматривает наличие у воспитуемого каких-либо взглядов (мировоззрения). На этом этапе применяется репродуктивный метод (делай как я) и метод внушения. Необходимо отметить рациональность такого подхода: ведь как утверждают современные психологи, «только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом»[2].

Дальнейшее образование в исламе предполагает обучение и воспитание ребенка в образовательных учреждениях, куда входят начальный и средний уровни образования, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование. Этот этап характеризуется как процесс формирования мировоззрения. Образование на этом этапе предусматривает длительное и стабильное воздействие на личность с целью его совершенствования. Несмотря на наличие воздействия, профессиональное образование является саморазвитием.

Далее, с достижением зрелости, вид и форма образования меняется. Здесь необходимо комментировать применяемые в исламской образовательной сфере однокоренные понятия: балиг (совершеннолетний), балага (достижение чего-либо) и таблиг (пропаганда[3], просвещение). Говоря о пропаганде, обычно мы подразумеваем распространение информации (знаний) среди широких масс населения. В исламской педагогической системе речь идет о доведении послания до человека: данный этап образования человека подразумевает его самосовершенствование на основе собственной программы развития. Заложенное в учении ислама требование о непрерывности образования понимается именно в таком порядке: семейное воспитание, формирование личности в образовательных учреждениях и дальнейшее его просвещение.

Теория и практика обучения взрослых в последние годы выделилось как особое направление педагогики, получившее название андрагогика. Жизненный опыт взрослых превосходит опыт школьников, студентов, иногда даже опыт того, кто учит. И преподаватели семинаров и курсов повышения квалификации используют это обстоятельство как опору для изложения материала, применяя кейс-метод обучения: рассматриваются различные проблемы, существующие в социальной жизни, разыгрываются сценарии развития проблемной ситуации, предлагаются различные пути решения обсуждаемых вопросов. Предлагаемые студентами либо слушателями курсов пути решения рассматриваются и обсуждаются между участниками беседы, а выводы делает учитель, наставник – имеющий знания и опыт – что немаловажно. При таком обучении учебный материал приковывает внимание к конкретным жизненным задачам. Это прикладное, практически направленное образование, сюда можно отнести не только семинары и курсы повышения квалификации, но и целенаправленные мероприятия, и пятничные проповеди, и образовательные программы через различные СМИ. Такая форма образования выполняет значимую функцию, именно поэтому содержание такой пропаганды должно быть тщательно продумано. Президент страны В.В. Путин на встрече с муфтиями в г.Уфе (Башкортостан) по случаю 225-летия основания ЦДУМ сказал: «очень важно, чтобы они не стали объектом пропаганды различных фундаменталистских структур»[4].

В современной образовательной среде часто говорят о необходимости воспитать навык к правильному мышлению. Понятие правильное мышление означает умение размышлять, иметь способность к мыслительной деятельности. Многое из того, что усваивает учащийся, забывается, но остается привычка определенным образом работать над материалом. Психологи утверждают, что он при этом переходит на другой уровень развития. Следовательно, ценны не сами знания, а, прежде всего, способы, какими они разрабатываются.

Считается, что в сфере религиозного образования наиболее активно применяется метод внушения, – знания при этом усваиваются на уровне подсознания. Разумеется, такой метод можно обнаружить не только в религиозной образовательной системе, но и в других педагогических системах и требует пристального изучения. Такой метод может быть применен в начальном этапе изучения любого предмета.

В современной педагогической литературе часто пишут о программированном обучении, рассматривая такую форму как предтечу дистанционного обучения – не освоив первый уровень, нельзя пройти к следующему. Н.Ф. Талызина, которая в российской педагогической системе известна как автор программированного обучения, выделяет 4 ступени получения образования:

  • репродуктивный этап (начальный этап обучения любому предмету – это изучение базовых слов и понятий, исторических дат и т.д., здесь и применим метод внушения);
  • алгоритмический этап (преподаватель дает алгоритм мыслительной деятельности и действий при изучении предмета);
  • эвристический этап (проверка знаний по образцу, задавая такие вопросы, как: Где?.. Когда?.. Что?.. и т.д., приводя учащегося к самостоятельным выводам);
  • креативный этап (на этом этапе студенты пишут сочинение, эссе, рефераты, перерастающие в курсовые и дипломные проекты, научную деятельность). Это этап творчества, задача учителя – вести обучающегося именно к такому этапу его развития.

Какими методами он будет пользоваться при этом? Как объяснительно-иллюстративный, так и репродуктивный методы характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей студента. В наше время каждому приходится самому разобраться во всех сложных жизненных условиях, самому отыскивать причинные связи в окружающих явлениях. Выйдя в жизнь, никто не даст готовых решений на каждый частный случай, поэтому никак нельзя отнимать у студента возможность самому формулировать правила и выводы.

Сообщение всех без исключения сведений догматически, давая все готовые выводы, требуя, чтобы студент принимал на веру, преклонялся, не рассуждая, приводит к умственной отсталости. По этому поводу Э. Р. Кулиев пишет: «в мусульманских вузах традиционно используется репродуктивный метод, не вырабатывающий у студентов гибкости мышления и способствующий формализации процесса усвоения знания. Вследствие этого молодые кадры оказываются неспособны самостоятельно оценивать нетипичные ситуации, с которыми им как имамам и мударрисам приходится сталкиваться. Культура знания в исламе определяется не степенью информированности в конкретной предметной области, а внутренним потенциалом личности, применением полученных знаний в личном опыте и для оценки жизненных ситуаций»[5]. Поэтому следует чаще обращаться к другим, более эффективным методам преподавания / усвоения знаний.

Цель развития творческих способностей и способности к самостоятельному мышлению достигается применением современных методов обучения: проблемного, программированного, исследовательского и др. методов. Применение актуальных способов при обучении обеспечивает заинтересованность личности, предоставляет ему возможность самому постичь истину под руководством мудрого наставника[6].

 

[1] Цит. по: Арафи А.Р. Фикх образования. Введение в педагогическое право в исламе./ Пер. с перс. – М., 2012. С. 74.

[2] Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. С. 151.

[3] Арафи А.Р. Фикх образования. Введение в педагогическое право в исламе./ Пер. с перс. – М., 2012. С. 76.

 

[4] Торжественные мероприятия по случаю 225-летия основания ЦДУМ освещены во всех средствах информации, см. например: http://videoboms.ru/watch?v=m8lVsDs8VK6; http://www.cdum.ru/news/43/3480/ 22.10.2013.

[5] Кулиев Э.Р. К вопросу совершенствования профессионального исламского образования //Вестник Московского исламского университета, № 1, 2009. С. 42.

[6] О новых технологиях применительно к исламскому образовательному процессу см. в работе: Хабибуллина Г.Ю. Методика преподавания исламских дисциплин / http://islameducation.ru/.


Оставить комментарий