Главная » Исламская педагогика » Функции исламского образования

Функции исламского образования

Целостный образовательный процесс в исламских учебных заведениях предполагает реализацию ряда важных функций (видов воздействия). Рассмотрим их.

Образовательная функция. Исламское образование предусматривает достижение определенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для богослужебной деятельности; а также знаний и умений для личностного становления посредством развития логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление), развития речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли). Традиционно знания в исламе условно делятся на три уровня: матн – наиболее краткое и простое изложение какой-либо науки, которое обязательно для всех; шарх – подробное толкование этой же науки. Особенно любознательным для самостоятельного изучения предлагаются более глубокие знания – хашият. Содержание образования в учебных заведениях включает первые два уровня – матн и шарх, усвоив их, человек сам будет стремиться постигать следующий уровень. Немаловажное значение имеет совершенствование способности творчески использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Мировоззренческая функция. Религиозное образование призвано сформировать соответствующее мировоззрение человека. Исламское образование предполагает осмысление бытия с точки зрения ислама. Мусульманское мировоззрение формируется на основе исламского образа жизни и в процессе обучения в исламских учебных заведениях. Значение духовных школ очень велико, оно выходит за рамки образовательных функций. В процессе обучения формируется определенное мировоззрение, мироощущение, которое помогает совершенствованию, нравственному развитию личности.

Познавательная функция – исламское образование служит цели передачи от старших поколений младшим накопленных знаний, вековой мудрости, культуры, традиций, и достойного поведения (адаб). Движущей силой при этом является самодисциплина: стремление к самообразованию, самосовершенствованию, которые способствуют постижению и укреплению истинной веры (иман).

Воспитательная функция. Процесс приобретения знаний всегда преследует этическую цель. По исламской педагогической теории (Усули-таглим), образование – это обучение и формирование, развитие качеств личности. Основная цель исламского образования – воспитание как разума, так и сердца. В Коране и Сунне нет разрыва между светским и религиозным, в них связаны воедино исламские нормы воспитания и этические принципы; человеку даны установки, руководствуясь которыми он достигнет успехов, уготованных ему свыше.

Социальная функция. Исламское образование призвано содействовать духовному единству мусульман. Оно формирует у учащихся представления об «исламском обществе» (умма), где главный критерий превосходства – благонравность. Все люди равны перед Всевышним. Ислам не делит людей по расовым и этническим признакам. Род, раса, национальность, пол и прочие факторы никогда не смогут служить причиной превосходства. Священная книга является источником духовного единства мусульман.

Здоровьесберегающаяфункция – духовная культура является основой формирования всесторонне развитой личности. Ратуя за стремление к физическому совершенству, ислам проповедует здоровый образ жизни, призывает к внешней и внутренней чистоте.

Миротворческаяфункция – все религии призывают к миру и согласию. Миротворческие традиции религии должны умело использоваться во всех социальных сферах, особенно в деле укрепления нравственности и формирования чувства толерантности у молодого поколения. Понятие «ислам» означает «мир». В мусульманском образовательном процессе уделяется большое внимание воспитанию личности в духе миролюбия, развитию патриотических чувств. Примером толерантного, либерального ислама являются идеи мусульманских просветителей и практическое осуществление ими этих идей в новометодных конфессиональных школах.

Реализация этих важных функций обеспечивает не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и разумную организацию жизнедеятельности учащихся, физического и психического развития личности, способствует воспитанию, социализации личности, развивает познавательный интерес и познавательные потребности обучаемого, создает условия для постоянного самообразования, а также осознанного профессионального образования.


Оставить комментарий