Главная » Исламская педагогика » Введение в исламскую педагогику

Введение в исламскую педагогику

Новая методология воспитания и обучения человека складывается в процессе широкого обмена мнениями и научными идеями между представителями самых разных направлений в области педагогики и гуманитарной науки в целом. В связи с этим актуально раскрытие специфики исламской педагогической системы, выявление его педагогического потенциала относительно всей системы образования, сложившейся в стране. Именно выведение общих правил и составляет смысл построения любой системы.

Сегодня в стране сформировался общенациональный социальный запрос на эффективное духовно-нравственное воспитание и развитие людей. Научный анализ концепций просвещения и образования, лежащих в основе различных религиозных и этнических культур, представленных в обществе, может обеспечить взаимопонимание, необходимое для диалога и взаимообогащения народов, что будет способствовать все большему их сближению. В этом отношении, значительный интерес представляет опыт воспитания детей, накопленный многочисленными народностями нашей страны, в том числе народами, исповедующими ислам. Ислам, связав различные народы с разными этническими особенностями в единое целое, поставил во главу угла деяний человека, прежде всего, его индивидуальную моральную ответственность. Исламскому образовательному процессу характерна целостность, которая проявляется в единстве содержательной, мотивационной, организационной, операционно-процессуальной сторон – интегрированность в процесс обучения и воспитания этических норм – предмет пристального изучения современной педагогической науки и дидактики. Однако бесспорное наследие мало изучено. Исламская педагогическая система нуждается в заботливом и тщательном изучении великого наследия, далее требуется раскрытие и распространение этого опыта для всей образовательной системы, чтобы им могли пользоваться.

Направленность исламской педагогической системы на формирование высоконравственной личности, в максимальной степени приближающейся по своим качествам к идеалу, с учетом индивидуальных способностей и стремлений личности, дает право утверждать, что исламская педагогика призвана сыграть важную роль в формировании гуманистического менталитета людей и в обеспечении гуманистического направления развития общества.

Учебная дисциплина «Исламская педагогика» реализуется с целью изучения исламской системы воспитания духовно-нравственной культуры в контексте общих закономерностей развития педагогической науки. Нацеленная на формирование у студентов представлений о социальной природе образования и его конкретно-историческом характере, учебная дисциплина занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

Учебное пособие «Исламская педагогика» состоит из четырех основных разделов:

  • Общие основы исламской педагогики;
  • Воспитание в свете исламского педагогического мышления;
  • История развития исламского образования;
  • Развитие современной системы исламского образования.

Содержание всех четырех разделов учебного пособия Исламская педагогика представляет собой целостный  материал как одно  из средств изучения одноименной учебной дисциплины.

Основное назначение первого раздела – ознакомить студентов и слушателей курсов повышения квалификации с предме­том, категориальным аппаратом, принципами исламской педагогики. Изучая данный раздел, необходимо осмыслить роль и значение образования как путь совершенствования духовного содержания личности, его интеллектуального потенциала; понять причины возрастания роли самосовершенствования личности в системе современного образования.  Изучение первого раздела даст представление об исламской модели образования.

Второй раздел «Воспитание в свете исламского педагогического мышления» предоставит возможность рассмотреть теоретические основы воспитания в свете  исламской концепции воспитания.

При работе с учебным пособием основная задача для студентов заключается в выяснении роли религии в духовно-нравственном становлении личности. Это позволит еще на студен­ческой скамье начать формирование собственной педагогической по­зиции, созданию духовно-нравственных ориентиров, необходимых для активной, созидательной и социально полезной деятельности; формированию критического отношения к ценностям и приоритетам, чуждым потребностям общества, развитию далее у своих воспитанников уважения к собственной культуре и истории.

Третий раздел – об истории развития мусульманской системы образования России и тенденциях развития образования за рубежом. В начале ХХ в. мусульмане России всеми силами пытались сохранить сложившуюся и хорошо развитую систему национального образования, модернизировали, пытались интегрировать в формирующуюся светскую систему образования.

Учебный материал четвертого раздела содержит анализ проблем в развитии современной системы исламского образования, характеристику организационно-педагогических условий ее развития. В этой же части рассматриваются как концептуальные подходы к развитию исламского образования, так и новые технологии обучения применительно к исламскому образовательному процессу.

Учебный курс Исламская педагогика позволит расширить представления студентов о многообразии образовательных систем в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике.


Оставить комментарий