Главная » Исламская педагогика » Основные категории и понятия исламской педагогики

Основные категории и понятия исламской педагогики

Исламская система обучения и воспитания, в первую очередь, опирается на Коран и Сунну, в которых детально изложены предписания, задающие ориентиры для жизнедеятельности мусульманина во всех сферах жизни и социальных отношений. Такие предписания определяют убеждения и формируют нравственные ценности.

В исламской педагогике – в арабской терминологии – Усулу та‘лим, Тарбийату та‘лим, используются такие термины, как знание(‘ильм, ма‘рифат), мудрость (хикмат), воспитание (тарбия), рассудок (фахм), разум, диалектическое мышление (‘акл), действие(‘амаль). Все эти понятия обладают широким значением и употребляются всеми народами, исповедующими ислам.

В этом смысловом ряду собственной активности личности (‘амаль) придается особое значение. Человек – живое существо, жизнь которого проявляется в связке между пониманием и действием. Его знания оказывают влияние на организацию его действий. С другой стороны, глубокие знания можно получить только в результате действий. И эта деятельность способствует развитию его сознания. В Коране сказано, что каждый действует в соответствии со своей натурой, своим жизненным путем: «Каждый человек выбирает свой путь, а ваш Господь лучше знает, кто избрал прямой путь» (Сура Перенос ночью, 36). Действия человека соответствуют его личности, его намерениям и воле.

Термин Исламская педагогика может иметь множество смысловых наполнений, в данном разделе учебного пособия приведем определение, основанное на философском анализе педагогики исследователем из Международного университета Аль-Мустафа (Иран) Алиреза Арафи: педагогика – «процесс оказания помощи воспитуемому в создании постепенных изменений, происходящих за некоторый промежуток времени в его телесных, умственных, духовных параметрах и поведении, осуществляемый при посредстве другого человека в качестве фактора – с целью достижения учеником человеческого совершенства и раскрытия его способностей, или сдерживания и коррекции качеств его характера и поступков»[1]. Следовательно, необходимо говорить о науке, которая отвечает за осуществление и исследование этого процесса. Фундаментальной основой исламской педагогики являются утверждения, взятые из религиозных текстов и источников, а также теоретических выводов ученых. Следовательно, основами обучения и воспитания в исламской педагогической системе являются: религиозные основы, научные основы (утверждения, связанные с психологическими, социальными и другими особенностями человека); философские основы (морально-философские умозаключения, связанные с природой человека) в совокупности.

Исламская педагогическая система направлена на практическую реализациюформирования личности. Образование решает задачу перехода от незнания к знанию, формируя определенное мировоззрение и мировосприятие человека, обладающего не только знанием, пониманием мира, но и умением жить в этом мире. Такое воспитание призвано решить одну из самых сложных задач, известных человечеству – сформировать духовный мир человека.

Существует исламская педагогическая система как в форме воспитательных обычаев, традиций, так и в виде углубленных теоретических и методологических исследований проблем воспитания. Раскрытие сущности познавательных процессов и обоснование их закономерностей мы находим в трудах исламских мыслителей – Имама Аль-Газали, Абу Наср аль-Фараби, Абу Ханифы, Аш-Шафии, Ибн Сины, Ибн Кутуби, Насиретдина Тусси, Ибн-Рушда. Педагогические идеи великих ученых развивали Г. Курсави, Ш. Марджани, Р. Фахретдин и др. На рубеже XIX-XXвв. ученый-богослов, просветитель Г.Галеев-Баруди развивал идеи исламских ученых применительно к национальной педагогике, разработал концепцию исламского образования. Он в своих трудах рассматривал историю развития и особенности мусульманского образования в России, изучал попытки ее преобразования. Проблемы исламского образования на примерах мактабов и медресе рассматривались также в работах Али Кияева, И. Ардашева, Дж. Валидова, З. Камали, Я. Коблова, А. Любимова, С. Рыбакова, Суфийан Акаева, Р.А. Утябай-Карими и др. Известным реформатором исламского образования был теоретик и практик Исмаил Гаспринский. Его идеи о новометодной школе охватывали все больше и больше мусульманских школ России. В настоящее время теоретическим обоснованием и экспериментальной проверкой идеи использования педагогического потенциала ислама в образовательной практике занимаются как зарубежные, так и российские исследователи: Сеид Мухаммад Накыб Аль-Аттас, Жильбер Делану, Алиреза Арафи, Аль-Маудуди, М.Н. Фархшатов, Дж. Фазлыев, Л.А Харисова, А.А.-Дж. Койчуев, В.К. Шаповалов, А.В. Малашенко, Р.М. Шарипова и др.

В практике современного российского образования педагогами, работающими в российских регионах с преобладающим мусульманским населением, накоплен первый опыт использования педагогического потенциала ислама в учебных и воспитательных целях, что дает возможность в процессе научного осмысления систематизировать и разработать научно обоснованные учебно-методические материалы с учетом особенностей образовательных учреждений и воспитанников.

 

[1] Арафи А.Р. Фикх образования. Введение в педагогическое право в исламе./ Пер. с перс. – М., 2012. С. 59.


Оставить комментарий