Главная » Исламская педагогика » Основы мусульманской модели образования

Основы мусульманской модели образования

Классификация наук (см. стр. 35), основанная на модели Аристотеля, была предложена многими мусульманскими учеными (ал-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, Юсуф Баласагуни). Имело место деление знания на два типа: богоданное знание – религиозные науки (фард айн), необходимое и обязательное для всех мусульман и приобретенное знание – рациональные науки (фард кифая). При этом всегда подчеркивалось их логичное единство и необходимость возможно полного усвоения знаний, относящихся к обеим группам. И религиозные, и рациональные науки не являются набором застывших формулировок, они подвижны и по мере познания обладают способностью к расширению. В этой классификации нет противопоставления науки и религии.

По мнению мусульманских ученых, исламский университет должен служить отражением личности пророка Мухаммада в преломлении к знанию и нравственному поведению.

Накыб Аль-Аттас, описывая мусульманскую модель образования, предлагает такую схему:

I. Человек

  1. Его душа и внутренняя сущность (рух, кальб, акл)
  2. Его тело и физические способности и чувства

II. Знание

  1. Богоданное знание
  2. Приобретенное знание

III. Университет

  1. Религиозные науки (фард айн)
  2. Рациональные, умозрительные и философские науки (фард кифая)[1].

Далее он утверждает, что богоданное знание соотносится с духовными способностями и чувствами человека, на этом основании основное содержание университетских знаний составляют религиозные науки, необходимые и обязательные для каждого мусульманина. Приобретенное знание соотносится с физическими способностями и чувствами человека и на этом основании рациональные, умозрительные и философские науки также подлежат тщательному изучению, но содержание гуманитарных, естественных, прикладных наук должно быть очищено от секуляристских формулировок и подходов.

Объем и содержание знаний в первую очередь должны быть установлены для высшего профессионального уровня, представляя собой наиболее систематизированную форму, затем следует последовательно адаптировать их к более низким ступеням обучения; содержание знаний должны определяться с учетом возрастных особенностей обучающихся.

При этом университет должен взаимодействовать с религиозной организацией, которая в свою очередь будет обеспечивать преподавание в данном учебном заведении на определенной религиозной мировоззренческой основе. Задача религиозной организации состоит в определении соответствия программ, учебников, содержания знаний первоисточникам и религиозным традициям.

 

[1] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования. – Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. – М.: Типография МПГУ, 2000. С. 60-61.


Оставить комментарий