Главная » Исламская педагогика » Объект и предмет исламской педагогики

Объект и предмет исламской педагогики

Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Объектом исламской педагогики является исламское образование. Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки. Предметом исламской педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс в исламских образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях с углубленным изучением истории и культуры ислама.

Русский термин «образование» проиcходит от слова «образ». Этимология слова образование, согласно словарю Даля, восходит к слову ображать, образить и истолковывается как «придавать чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ из сырья, давать вид, образ»[1]. Образить кого в более широком плане означает «совершать, улучшать духовно, просвещать». Следовательно, образование предполагает воспроизведение идеала – облика того или другого человека или явления. Образование означает не только просвещать – образовать ум и знания, но и воспитывать духовно. В основе возникновения и раннего функционирования педагогики лежало религиозное воспитание. Как пишет П.Ф. Каптерев в фундаментальном труде «История русской педагогики», древний русский человек заимствовал педагогический идеал из Библии, из боговдохновенных книг[2]. Согласно Российской педагогической энциклопедии, «образовать человека означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий»[3].

Обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «Был для Вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день» (Коран, 33: 21); «и, поистине, ты – великого нрава» (Коран, 68: 4; 33: 21). Соответственно как образец поведения являются слова и мысли пророка.

Исламское образование предполагает формирование высоконравственного человека, в максимальной степени приближающегося по своим качествам к идеалу, с учетом индивидуальных способностей и стремлений личности.

Для обозначения понятия образования в мусульманском мире используют различные термины: ‘ильм, талим, маариф, тарбийа. По мнению некоторых авторов, сам факт отсутствия единого термина для обозначения столь важных понятий как образование и образовательный процесс свидетельствует о том, что у мусульман нет ясного и четкого представления о концепции образования[4], другие приводят к выводу, что концепция исламского образования, имея четко выраженное содержание, до конца не оформлена[5].Возможно, применение одновременно нескольких терминов связано с разносторонностью образовательного процесса и глубинным характером целей и задач – формирование высоконравственной личности.

В небольшом по объему, но с необычайно емким содержанием труде «Концепции образования в исламе»[6] установлено, что высшей и наиболее совершенной системой образования является университет. Университет рассматривается не только как организационный и методический центр образования в исламе, но и как форма, некая структура, объединяющая вокруг себя всю систему: «поскольку он обеспечивает наивысшую и наиболее совершенную систематизацию знаний, предназначенную для отражения универсума, постольку он должен быть слепком не просто с любой человеческой личности, но с личности универсального, или совершенного человека (аль-инсан аль-камиль). Совершенный человек нашел свое воплощение в непогрешимой личности Святого Пророка, примеру которого следует следовать в жизни и через призму личности которого можно сфокусировать истинное знание и поведение в такой универсальной форме, какой является университет», – пишет Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас[7]. Университет отождествляется с системой образования. Ведя речь об образовании, в исламской педагогической системе подразумевают как соответствующие органы и структуры, так и образовательные программы (учебный план, его содержание).

Развитие системы религиозного образования в современном обществе подразумевает не только подготовку священнослужителей. Под словами «религиозное (конфессиональное) образование» подразумевается передача знаний религиозного характера. Оно осуществляется с целью углубления познаний человека о той или иной религии и религиозной культуре, для удовлетворения потребностей человека в личностном развитии, духовно-нравственном просвещении, потребностей религиозных объединений в подготовке соответствующих служителей и работников, потребностей общества и государства в сохранении и развитии российской культуры, культурных традиций и особенностей народов Российской Федерации. Потребность общества в изучении и сохранении традиционной религиозной культуры осуществляется в религиозных и негосударственных учебных заведениях, учрежденных централизованными религиозными организациями. Следовательно, под религиозным образованием следует понимать формирование образования, отвечающего целям, задачам, потребностям и возможностям централизованного религиозного объединения.

В современном российском обществе существуют различные подходы к определению задач конфессионального образования, обобщая их, можно выделить три направления, которые рассматривают образование как:

—         образование, способствующее формированию религиозного мировоззрения;

—         профессиональное образование, готовящее служителей религии;

—         семейное воспитание на традиционных духовных ценностях.

Эти три направления – взаимосвязанные структурные составляющие религиозного образования. Система религиозного образования находится во взаимодействии не только с религиозным объединением, но и с государством, обществом, личностью, наукой и т.д. Таким образом, религиозное образование в современном понимании можно определить какцеленаправленный процесс обучения и воспитания на мировоззренческой основе определенной религии, осуществляемый в интересах личности, семьи, религиозного объединения, общества и государства.

Итак, понятие «система образования» включает в себя органы управления, образовательные учреждения и содержание образования. Организационным и методическим центром образования религиозной направленности является Университет. Подробнее об этом будет изложено в четвертом разделе учебного пособия.

 

[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. Т. 2. – М.: Русский язык. Медиа, 2003. С. 613.

[2] Каптерев П.Ф. История русской педагогики.– СПб.: Алетейя, 2004. С. 21.

[3] Российская педагогическая энциклопедия в 2-х тт. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

С. 289.

[4] Шарипова Р.М. Исламские концепции образования (теория и практика). Институт востоковедения РАН. –М., 2010.

[5] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования. – Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. – М.: Типография МПГУ, 2000. С. 58.

[6] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования. – Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. – М.: Типография МПГУ, 2000. – 67 стр.

[7] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Указанная работа. С. 59.


Оставить комментарий