Главная » Исламская педагогика » Место религиозного образования в духовно-нравственном воспитании

Место религиозного образования в духовно-нравственном воспитании

Как известно, современная концепция модернизации российского образования провозглашает приоритетную роль воспитания. Образование должно ориентироваться на наиболее ценные элементы культурного наследия и национальную самобытность, оно обязано одновременно способствовать укреплению этических принципов, на которых будет строиться новый, более справедливый, более гуманный порядок для всех людей и народов. Такая этика не сможет укорениться, если она не будет исходить, с одной стороны, из осознанного понимания взаимозависимости людей в рамках государств и мирового сообщества, с другой стороны, из бережного отношения к общечеловеческим ценностям, к общему достоянию человечества. Необходима выработка общих принципов духовности и нравственности, обеспечивая соблюдение конституционного принципа свободы совести и равенства традиционных религий перед государством.

Но при этом возникает сложный вопрос – как использовать ценности в целях воспитания? Целенаправленное религиозное воспитание, включающее обряды, молитвы, посты для светских образовательных учреждений неприемлемы. Речь может идти о воспитании через религию с использованием воспитательного потенциала религии: говоря об этом, обычно и применяют понятие «ценности».

Для этого следует взять из отечественного наследия то, что не противоречит современной действительности и отвечает потребностям жизни. Методологической основой использования ценностей религии в воспитании может быть только тесная взаимосвязь и взаимодействие в вос­питательном процессе народных традиций, религиозной и современ­ной культур, педагогики. Это – основа развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни наций и народов. Исследователь Муртаза Мутаххари пишет: «опыт показывает, что там, где религия отделена от морали, наблюдаются большие упущения. Религия необходима для человеческой морали, как минимум, в качестве поддержки»[i].

В настоящее время определяющее значение в нравственном воспитании придается религиозному образованию. Религиозное обоснование морали человека (его поведения) связывается с интересами самого человека, представляя собой форму его духовной культуры. Религия задает человеку определенную систему ценностей, определяя нормы поведенческой деятельности, отношения между людьми в сфере семьи, в быту, в обществе. Религиозные тексты содержат и обучающие, и воспитывающие компоненты. В религиозной педагогике вопросы воспитания глубоко разработаны – ведь они отточены веками, поэтому открытая назидательность священных текстов воспринимается с особым чувством послушания.

В каждой религии существует определенная система общепризнанных нравственных норм и правил. В исламе такие правила сформулированы в Коране и сунне. Среди них можно выделить культовые правила поведения и нравственные нормы поведения человека, некоторые из них явились источниками норм мусульманского права. Приведем в качестве примера некоторые аяты из Корана: «Поистине те, кто уверовал и творил добрые дела, – им Милосердный дарует любовь», «И совершивший добро даже весом с пылинки увидит его» (19:96; 99:7), и хадисы: «Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдает должное тем, кто обладает знанием (Ат-Тирмизи)», «Поистине лучшими из вас являются самые благонравные (Аль-Бухари и Муслим)». Под словом «благонравие» подразумевается любое достойное нравственное качество, украшающее, очищающее и возвышающее человека.

Религия регулирует духовную жизнь людей, как отмечает И.В. Метлик, «религия придает определенную направленность таким духовным чувствам, как совесть, стыд, любовь, надежда, вера, вносит соответствующее религиозное обоснование. Религией определяется, чего именно должен стыдиться человек, во что и как он должен верить, на что именно надеяться. Значение религиозного мировоззрения здесь видится в том, что эти чувства стимулируются, культивируются и развиваются, наполняются конкретным содержанием, включая и жизненные примеры»[ii]. Вот как определяли стыдливость мусульманские улемы (ученые): «Истинной сутью стыдливости является такое нравственное качество, которое побуждает к отказу от всего безобразного и не позволяет ему ущемлять права других. …Стыд есть способность видеть благодеяния Всевышнего и способность видеть собственные упущения, между которыми и зарождается то, что именуется стыдом»[iii]. Согласно религиозному мировоззрению, успешные деяния есть деяния, совершенные с именем и с помощью Всевышнего.

В настоящее время участникам образовательного процесса – ученым и практикам – предстоит дать ответ на сложный вопрос о соотношении светского и религиозного начал в обучении и воспитании, не вступив в противоречие с культурным контекстом становления личности. Существуют и другие возможности ошибок. Как пишет исследователь педагогического потенциала религий и возможных путей интеграции в современную образовательную среду Л.А. Харисова, «сегодня необходимо быть особенно внимательным к рассуждениям о духовном мире человека, поскольку существует много всевозможных новых религиозных течений и культов, лжепророков, охотящихся за душами детей. Наши предки оставили опыт обучения и воспитания детей в духе человечности, сострадания, милосердия, доброты. Этот опыт – наше богатство, которое мы должны развить и преумножить для наших потомков и показывать всем народам планеты, что ислам несет мир и созидание, духовность и уважение к людям»[iv].

Воспитательный потенциал ислама предлагается реализовать в следующем блоке целей:

образовательные: необходимо ставить цельформирования целостного представления о религии ислам;

развивающие: развитие познавательной и творческой активности, самостоятельности, критичности мышления;

воспитательные: воспитание нравственной, гражданской, экологической, эстетической, физической культуры.

Как пишет Л.А. Харисова, методологической основой интеграции ценностей ислама в содержание современной образовательной системы являются следующие организационные требования:

Системный подход. Ислам – целостная мировоззренческая система, поэтому при изучении ценностей ислама требуется четко разработанный системный подход. Кроме того, следует проводить сравнительные характеристики, находить то общее, что объединяет исламскую, христианскую, и другие традиционные религии.

Культурологический подход. Ценности мусульманской культуры рассматриваются как составная часть гуманитарного знания и как часть общероссийской культуры. Культурологический подход способствует формированию целостного представления об исламе как неотъемлемой части этнокультурных и этнопедагогических традиций.

Этнорегиональный подход. Очень важно показать этнорегиональные особенности в исповедании ислама, необходимо изучать также то общее, что сближает мусульман всего мира.

Личностно-ориентированный подход. При изучении ценностей ислама следует учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей. Воспитание нравственных ценностей целесообразно начинать с отдельного ребенка, используя связь с семьей и общиной[v].

Педагогический потенциал ислама в современном учебно-воспитательном процессе может быть отражен при формулировании целей и реализован в содержании и способах обучения и воспитания.  

В 2013 году в общеобразовательной школе начали преподавать новую учебную дисциплину – комплексный предмет называется Основы религиозной культуры (ОРКСЭ). Различные организационные вопросы, касающиеся внедрения дисциплины в светскую школу, возможные проблемы в процессе преподавания обсуждаются уже в течение многих лет, поскольку эти вопросы очень важны и ответы на них до сих пор противоречивы.

Учебный курс прошел экспериментальный этап, утвердился, имеет тенденцию к расширению – преподавание учебной дисциплины в 4-5 классах – это только начало. Уже выявились проблемы: одна из них – проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров, которые должны преподавать не культ, и даже не вероучение, а выявить педагогический потенциал религии, и на основе этого искать оптимальные пути преподавания, создавать учебно-методические материалы. Но при этом учитель обязан знать и понимать не одну, а все традиционные для России вероучения: православие, ислам, иудаизм и буддизм; обязан также обладать знаниями в области светских наук – психологии, права, педагогики и т.д. Важнейшим требованием к процессу преподавания учебной дисциплины является то, что учитель должен соблюдать принцип мировоззренческой нейтральности.

Многообразные задачи, стоящие перед учителем, предполагают разработку и развитие совершенно новой педагогической технологии. Педагогическая технология – это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы   организации деятельности. Благо, именно это мы видим в организации преподавания этой дисциплины в школе: появились первые учебники, учителя имеют возможность сообща решать проблемы по видеоконференцсвязи. Выделяются средства на организацию образовательного процесса, что немаловажно. В течение нескольких лет велась работа по обеспечению подготовки преподавателей через курсы повышения квалификации – однако сейчас уже стало очевидным: для преподавания ОРКСЭ в старших классах требуется специальная подготовка учителей.

А в настоящем эту учебную дисциплину могут преподавать выпускники направления подготовки Теология. Светская образовательная программа по Теологии предусматривает достаточное количество часов на изучение как гуманитарных дисциплин (Психологии и педагогики, Истории религий, Философии, Методики преподавания), так и дисциплин профессионального цикла. Важное место в формировании профессионализма и личностных качеств выпускника занимают программы учебной и производственной практик студентов.

Сейчас совместными усилиями ученых, методистов, а также представителей традиционных в России религий разработана Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП) по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Культура конфессий»), предназначенная для подготовки бакалавров – преподавателей дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» в школе.

ООП «Педагогическое образование» как нормативно-методическая основа учебного процесса полностью нацелена на конечный результат – формирование необходимых преподавателю ОРКСЭ компетенций. Компетенции личности в настоящем понимают как самые широкие способности человека решать жизненные, профессиональные проблемы. Сейчас несколько вузов начинают реализовывать эту программу. И именно в этих вузах будут научно обоснованы технологии преподавания культуры конфессии в школе.

Новые технологии обучения предполагают разработку различных требований к организации преподавания такой дисциплины. В течение года появилось несколько необходимых документов, среди них – Критерии готовности образовательного учреждения к введению комплексного курса ОРКСЭ, Критерии эффективности учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»[vi]. Названные документы хорошо продуманы, разработаны с учетом новых образовательных технологий, общедоступны; освещают все те вопросы, которые могут возникнуть в процессе преподавания учебного курса в школе.

Критерии эффективности Основ исламской культуры в школе разработаны Л.А. Харисовой и Г.Ю. Хабибуллиной на основе документа «Критерии готовности образовательного учреждения к введению комплексного курса ОРКСЭ» и выдвигают следующие положения:

  • признание важнейшей роли религиозной культуры как стратегического ресурса духовно-нравственного воспитания юных граждан России и одного из факторов обеспечения нравственной безопасности народов;
  • возможность и доступность изучения своей традиционной религии; равноправная представленность религиозных ценностей в содержании образования и воспитания, защита от влияния новых религиозных культов деструктивной направленности, запрет на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному признакам, недопущение и пресечение практики национального, религиозного превосходства;
  • единство позиций государственных органов образования, родителей, общественности и религиозных организаций в освещении и интеграции ценностей религиозной культуры в системе воспитательной работы школы;
  • поддержка педагогических коллективов школ, ведущих целенаправленную, системную работу по воспитанию школьников, используя ценности религиозной культуры;
  • открытость образовательных учреждений для демонстрации педагогического опыта воспитания школьников ценностями религиозной культуры;
  • достойное учебно-методическое обеспечение комплексного учебного курса ОРКСЭ для всех ступеней обучения.

Преподавание дисциплины в школе предполагает формирование нравственного сознания/поведения (адаба). В современных образовательных учреждениях для проверки сформированности нравственного сознания могут быть использованы любые инновационные измерители:

  • выполнение тестовых заданий в компьютерном классе или при удаленном доступе к тестовой базе;
  • выполнение компетентностно-ориентированных заданий;
  • в старших классах – подготовка презентаций POWER POINT по материалам изучаемой темы, по материалам самостоятельного чтения;
  • проведение учебных конференций с использованием мультимедийных средств;
  • создание проектов, выполнение индивидуальных заданий с использованием Интернета и т.д.
  • решение комплексных ситуационных заданий;
  • анкеты;
  • кейсы;
  • творческие работы, проекты;
  • диагностические задания;
  • межпредметные задания;
  • рефераты;
  • портфолио (традиционное, on-line) и др[vii].

В настоящем при организации преподавания такой дисциплины в светской школе наблюдается ряд нарушений, которые могут привести к отрицательному результату в учебно-воспитательном процессе. Л.А. Харисова выделяет следующие ошибки:

  • гипертрофированная тяга ряда специалистов, родителей, педагогов, учащихся ко всему религиозному; проведение культовых обрядов в светских образовательных учреждениях. Пренебрежительное отношение к людям другой национальности, вероисповедания, убеждений, их культуре и образу жизни;
  • тенденциозно навязываемый приоритет собственной религиозной культуры как основы формирования личности и ускорителя духовных, политических преобразований в обществе;
  • пропаганда автономного опыта работы отдельных педагогических коллективов, религиозных учебных заведений, якобы необходимых для формирования целостной личности.

Для неотложного устранения таких ошибок необходимо изучать опыт работы российских образовательных учреждений религиозной направленности по использованию ценностей и традиций религий.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственного сознания (системы взглядов на окружающий мир, знания норм общественной морали, принципов и правил поведения в обществе, осознания нравственных категорий);
  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (трудолюбия, толерантности, милосердия, терпения);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли).

Значительное место в духовно-нравственном становлении человека занимает нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения.

 

[i] Мутаххари М. Образование и воспитание в исламе. – М.: ООО «Садра», 2013. С. 113.

[ii] Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета – 2000, ППЦ «Пересвет», 2004. С. 13.

[iii] Китаб Аль-адаб (Книга о благовоспитанности) // Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель имам Ан-Навави. 1233-1277 гг. – М: Изд. Дом «Бадр», 2001. С.338.

[iv]Харисова Л.А. Педагогический потенциал ислама. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2008. С. 11.

[v]Харисова Л.А. Указанная работа. С. 81.

[vi] См. документы на сайте: http://orkce.org/ 10.10.13г..

[vii] Образцы заданий и примеров вы найдете в третьей части учебного пособия: Хабибуллина Г.Ю. Практикум по исламской педагогике. – Казань, 2014.


Оставить комментарий