Главная » Исламская педагогика » Роль наставлений как упражнение в нравственности и добродетелях

Роль наставлений как упражнение в нравственности и добродетелях

Нравственный идеал – это то, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет человеку ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения. В идеале заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. Это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсюда – исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы, отдельные личности имели свои нраственные идеалы. «Образование – это вочеловечивание, предполагающее самосозидание личности, приближающейся к идеальному образу – пишет исследователь Корольков А. – Видение такого образа у верующего связано с Богом, а у неверующего – с некими, как ему кажется, рациональными идеалами, сдобренными поэзией, социальными стремлениями»[1]. В современной светской образовательной системе сущность образования как педагогическая категория понимается как процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Как пишут Л.П. Крившенко, М.Н. Ермоленко и др., в разные этапы жизни идеальными образами становились то спартанский воин, то образ Володи Ульянова, то преуспевающего предпринимателя. В современном понимании слово «образование» комментируется и в других значениях, например, как «создание у обучающихся образа мира, образа мысли, образа жизни» (Т.Э. Петрова).

Выше мы говорили о том, что обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека (стр.10). В сознании человека нравственный идеал выполняет две функции: 1) он позволяет оценивать поведение других людей; 2) является ориентиром для самосовершенствования. Моральный идеал возвышает человека, дает ему силу и целеустремленность, – человеку необходим хороший пример. Исламские ученые (Аль-Газали, Насиретдин Тусси, Ибн Сина и др.) в своих трудах часто напоминают о том, что молодые люди должны много трудиться, читать как можно больше историй из жизни благочестивых последователей пророка и праведников, чтобы перенять их мудрость, их благородные черты характера.

Истории из жизни последователей пророка, которые доносились до последующих поколений наставлениями, служили средством убеждения. Наставление считается богоугодным делом и противопоставляется заблуждению: «если будут на пути наставления» (Коран, Сура Сгусток, 11), «они находятся на пути наставления от их Господа» (Коран, сура Корова, 5). Считается, что каждый человек вне зависимости от своего социального положения, духовного развития, уровня образования, нуждается в наставлениях. Это подчеркивал пророк Мухаммад, говоря: «религия – это наставление» (Муслим, «Иман», 95). Говоря об особенностях наставления пророка Мухаммада, исследователь Джавад Эжеи особо отмечает: «Наставляя людей, он никогда ничего не говорил по своей воле и от себя, а всегда изрекал данное ему Богом откровение»[2].

Известны наставления правителя-наместника области Хорасан на северо-востоке Персии Тахира ибн аль-Хусейна своему сыну Абдаллаху ибн Тахиру (IX в.). В наказе, с которым отец обратился к Абдаллаху, когда последний получил назначение на должность правителя, воплотился тот идеал мудрого и справедливого правителя, к осуществлению которого фактически стремился в своей жизни сам Тахир ибн аль-Хусейн. Вот лишь некоторые выдержки из этого исторического документа: «Возлюби людей порядочных и искренних, помогай благородным в меру присущего им нрава, утешай слабых, крепи родственные связи. … Владей собой во гневе, соблюдай степенность и благоразумие; берегись вспыльчивости, легкомыслия. … Побольше советуйся с законоведами и приучай себя к благоразумию. Пользуйся советом людей опытных, умных, рассудительных и умудренных. … Помни, что благодаря своему назначению правителем ты стал казначеем, защитником и пастырем; население управляемой тобой области потому и называется «твоими пасомыми», что ты их пастырь и управитель. Ты взимаешь с них то, что они дают тебе от своего избытка в меру возможности, и тратишь это на укрепление их дела, их процветание и на вывод их из затруднительных обстоятельств»[3]. Несомненна актуальность таких наставлений и для современных местных управителей.

Не оставляя без соответствующих указаний ни одну из сторон социальной жизни человека, предписания касаются личностных черт человека, его внешнего вида, поведения.

Не менее важную роль в воспитательной практике играют консультирование, совет. При рассмотрении взглядов исламских ученых на проблемы консультирования следует обратить внимание на актуальнейшие и по настоящее время мудрые советы Насиретдина Тусси (1200-1274), «который занимался научным наставлением и изучал способности людей и их индивидуальные отличия друг от друга» (Джавад Эжеи).

Средством убеждения являются также притчи, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки любого народа являются своего рода кратким моральным кодексом, выработанным многовековым опытом людей. Вот, например, поговорки, воспитывающие вежливость: «Уважение к другому – оценка самому себе», «Гостю своему не говори обидных слов». В пословицах воспевается скромность: «Не возвышай себя, не унижай других», «Насмехаться над другими – насмехаться над самим собой» и др. При этом, молодежи прививаются такие качества, как доброта, сердечность, нетерпимость к жадности, корыстолюбию и т.д.

«Предписания ислама говорят о том, – пишет исследователь педагогического потенциала ислама А.А. Койчуев, – что главное для мусульманина – это достижение внутренней гармонии, гармонии духа, когда нет сомнения, нет нетерпимости, а есть понимание, знание Истины, на чем основывается любовь к Всевышнему Творцу, понимание, терпимость и братское отношение к Его созданиям»[4].Достижение такой гармонии души в исламе называется «иман».

Воспитание гармоничной личности является предметом исламской педагогической системы, о чем будет идти речь в четвертой главе учебного пособия. Духовная культура, являясь основой формирования всесторонне развитой личности, в исламской педагогической системе рассматривается как цель, источник содержания и средство воспитания.

 

 

[1] Корольков Александр. Духовные основания русской школы. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. С.35.

[2] Джавад Эжеи. Наставление и консультирование в исламе. – М.: Научная книга, 2013. С. 72.

[3] В русском переводе послание опубликовал А.Э. Шмидт в «Бюллетени Средне-Азиатского государственного университета» № 8 за 1925 г. См. также: Татарский мир, № 13 (23). С. 10.

[4]Койчуев А.А. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках. / А.А. Койчуев, В.К. Шаповалов. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервис-школа, 2008. С. 69.


Оставить комментарий