Главная » Исламская педагогика » Принципы педагогической системы

Принципы педагогической системы

Понятие «асл» – основание, принципы, означает фундамент чего-либо, – это то, из чего произрастает предмет нашего исследования. Основные принципы, на которых базируется исламская педагогическая система, были разработаны еще в средневековье, они нашли отражение в научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей, в проповедях, наставлениях, притчах, в традициях воспитания. Ученые (в исламе – ‘алимы) исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, деятельностного, поведенческого, этического и т.д. Их идеи, основанные на нравственных ценностях религии и стержневого требования ислама «Познай[1]», сыграли большую роль в становлении морально-этического учения и формирования педагогических идей воспитания человека, отвечающего как социальным нормам общества, так и лично­стным потребностям человека.

Образовательные принципы – это общие указания, не носящие методологического характера. В то же время именно они определяют вид, количество или качество методов. Методы основываются на принципах, они более детализированы. Дидактические принципы современной образовательной сферы, среди которых как основные мы выделяем принципы научности, объективности предлагаемого к изучению материала; систематичности и последовательности; гражданской и гуманистической направленности содержания, взаимосвязанности смежных предметов, сознательности и необходимости творческой активности обучаемых и т.д., вырабатывались в течение длительного времени на основе многовекового опыта организации познавательных процессов. Принципы обучения, при их реализации в образовательном процессе, позволяют оптимизировать процесс образования. Принципы выступают в тесном взаимодействии друг с другом, они дополняют и укрепляют друг друга. Любой из них приобретает свое действительное значение лишь в тесной связи с другими. Поэтому важно постоянное применение принципов обучения в комплексе, ведь они ведут человека к познанию. Новое знание о мире и о назначении человека на Земле – познание является важнейшим процессом в жизни каждого человека и человечества в целом. С точки зрения ислама познание – это изучение окружающего мира с целью наиболее эффективного поведения в этом мире.

Имам Газали в книге «Алхимия вечного счастья» дал простое и удивительно глубокое объяснение целей и задач, принципов педагогической системы. Его мысли выводятся как заголовок, далее – повествование в виде проблемного вопроса или руководства к действию. К примеру, под заголовком «Следует искать ответы на следующие вопросы», он пишет:

итак, следует искать знания о том,

  • кто ты?
  • и что ты?
  • откуда взялся?
  • и куда пойдешь?
  • зачем пришел в этот мир?
  • в чем твое счастье?
  • и как его достичь?
  • в чем несчастье?
  • и как его избежать?»[2]

Цель познания в исламе состоит в том, чтобы научить добру человека. Процесс образования направлен на формирование добропорядочной личности, или, по-другому, благонравного человека, обладающегоадабом. Понятие «адаб» охватывает и духовное, и материальное бытие человека, его социальные отношения. Это ключевой термин в исламской педагогической системе, поэтому важно наиболее полное его раскрытие.

В переводе с арабского языка означает высокую нравственность, хорошее воспитание, доброжелательность, деликатное обхождение с окружающими, скромность, стыдливость. Ученые комментируют это понятие как достойное поведение, формируемое на основе знаний, почерпнутых из источника мудрости (хикмат). Знающий – да не ошибется. В исламской педагогической системе понятия «знания», «хорошее воспитание», «сформированность и развитость высоких качеств» синонимичны с понятием «защита», «защищенность человека» (уикая). В этом смысле значение образованности для человека возрастает.

Но мы еще не закончили работу над понятием адаб. Малайзийский ученый, наш современник, Сейд Мухаммад Накыб Аль-Аттас пишет: «Чтобы объяснить смысл, который вкладывается в понятие адаб, нужно обратиться к человеческому «я». Личность человека, его душа имеет два аспекта: один, предрасположенный к добродетели, разумный по своей природе, верный своим обязательствам перед Богом; другой – склонный к злодеянию. Когда разумная душа подчиняет себе животную и берет ее под свой контроль, это означает, что человек сумел поставить на надлежащие места свои животное и разумное начала. Таким образом, реализуя свое «я», человек находит подобающее место и для себя самого, проявляя адаб по отношению к самому себе»[3].

Понятие это очень емкое: адаб подразумевает и воспитание, и знание, – знание, полученное посредством мудрости; «адаб, провозглашая целью стремление к знанию, оказывается еще и внутренней, и внешней активностью души, «зиждущейся на этических и моральных ценностях и добродетелях, причем источник его происхождения кроется не в философии или науке, а в явленной истине, вытекающей из религии. Итак, адаб – это дисциплина тела, разума и души; воспитание, гарантирующее признание и осознание человеком своего истинного места с учетом своих физических, умственных и духовных способностей и возможностей»[4]. Воспитание в семье, образовательный процесс в мактабе и медресе, в профессиональных учебных заведениях – все это есть формирование в человеке «адаба». Следовательно, образование как познавательное действие является усвоением адаба. И это является основополагающим принципомпедагогической системы – формирование добропорядочной личности путем образования.

В исламской концепции воспитания особо подчеркивается, что, поскольку познание в исламе направлено на то, чтобы человек становился нравственной личностью, а не просто добропорядочным гражданином светского государства, то и система образования в исламе должна быть отражением личности, а не государства. Такое утверждение нельзя путать с гражданским воспитанием, что включает в себя воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, любви к Родине, уважения к законам государства, чувства ответственности за судьбу страны. Педагогический потенциал ислама в формировании гражданского самосознания будет рассмотрен в следующем разделе учебного пособия (см. в стр. 86).

Итак, важнейшими элементами познания являются: 1) знания; 2) разум; 3) добродетель. Процесс познания в исламе понимается как обучение знанию, предназначенному для разума – для человека. Исламские ученые концентрируют наше внимание в том, что ислам никогда не провозглашал человека мерилом всех вещей. Познание происходит тогда, «когда в сознании познающего каждая вещь занимает подобающее ей место в системе» (Накыб Аль-Аттас). Когда становится ясным и понятным связь изучаемого нами элемента с остальными элементами системы – возникает познание. Что же подразумевается под словом система? Как поясняет д-р Аль-Аттас в книге «Метафизика ислама», «…это кораническая концептуальная система, получившая выражение в религии и через священное предание сформировавшая мировоззрение человека». Когда человек находит надлежащее место для слова, сказанное становится понятным, когда фразы находят свое место – понятна речь, так слагаются проза и поэзия и т.д. Если человек находит надлежащее место для цветов, форм и звуков, они начинают доставлять нам чувство удовольствия, – появляется музыка, картина. То же самое относится и к знанию, когда исследователь установит существующие связи в системе – это приведет к научному открытию.

По исламу, знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Знание не является лишь свойством человеческого разума и, следовательно, возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта. Разъясняя основные положения исламской концепции образования, Накыб Аль-Аттас пишет: «Знания и науки прежде всего должны руководствоваться положениями и общими выводами Божественной истины и сверять с ними свои достижения: нравственно ли этос точки зрения явленной истины, не несет ли данное научное открытие людям зло?»[5].

Познание принципов и сущности воспитательного процесса, его закономерностей представляет собой одно из основных, «стержневых» направлений исламской педагогической системы.

 

[1] Коран, 96 сура, аят 1. Это первое откровение, которое было ниспослано пророку Мухаммаду через архангела Джибрила.

[2] Основы духовности: серия Уроки имама Аль-Газали. – СПб:, 2008. – С.7.

[3] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. – Пер. с англ. Под ред. Саида Х. Кямилева, Тауфика Ибрагима. – М., 2001. С. 19-21.

[4] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Указанная работа. С. 22,23.

[5] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построения исламской философии образования. – Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. – М.: Типография МПГУ, 2000. С. 48-50.


Оставить комментарий