Главная » Исламская педагогика » Система исламского образования

Система исламского образования

Исламское образование имеет стройную, непрерывную систему. 

Структура исламского образования

Реализуется исламское образование в организациях и учреждениях системы образования при духовных управлениях мусульман: в высших и средних профессиональных и в дополнительных, вечерних, воскресных школах. Начинается образование с семейного воспитания, которое несет в себе определяющее значение в формировании личности.

Другой важный фактор формирования личности – мусульманские учебные заведения: мактабы и медресе. В них осуществляется обучение, основанное на Коране и Сунне. Само слово медресе – высшая школа –происходитот слова дараса – урок, место, где происходит обучение. А слово, обозначающее начальную мусульманскую школу – мактаб происходит от слова катаба – писать, т.е. место, где учатся писать. В современном употреблении этих понятий произошли некоторые изменения: в Башкортостане и Татарстане, на Кавказе включающая все 11 классов светская школа называется «мактаб», а словом «медресе» называют теперь воскресные религиозные школы, организованные при мечетях.

Мактабы и медресе – это традиционная форма российского мусульманского образования, они успешно работали в дореволюционной России. В медресе поступали юноши, прошедшие курс в мактабе. После длительного перерыва такая система вновь возобновлена сообразно времени. Наличие светских учреждений позволяет мусульманскому образованию сосредоточиваться на собственно религиозном воспитании и обучении. В воскресных школах время пребывания короче, расписание занятий тоже учитывает основное время пребывания в светской школе. В современных мактабах и медресе нет раздельного обучения – девочки и мальчики обучаются совместно.

Существующая при каждом религиозном объединении мусульман начальная школа – мактаб близко соприкасается с общиной (махалля) и служит дополнением школы семейной, куда приходят учиться дети 6-10 лет. Занятия проводятся, как правило, по выходным дням, или, по желанию родителей, 1-2 раза в неделю в будние дни по вечерам. Обучаемые получают первоначальные знания по основам ислама, исламской нравственности (ахляк), учатся чтению и письму на арабском языке, читают короткие суры (разделы) из Корана, некоторые хадисы, также приобщаются к совершению молитв.

Следующий уровень образования – медресе. Это, как правило, вечерние, дополнительные образовательные учреждения при мечетях и при профессиональных исламских учебных заведениях. Медресе имеют начальную, среднюю и высшую ступени. Окончившие медресе имеют возможность поступить в высшие профессиональные исламские учебные заведения – исламские институты и университеты. В медресе учащиеся изучают Коран, Тафсир (толкование Корана) Хадисы, Арабский язык, углубляют свои знания в области мусульманского вероучения,истории ислама, изучают мусульманское право. Особое место в учебной программе отводится изучению классического арабского языка как языка священного Корана. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и в других российских городах и регионах, где в светских школах не предусмотрено изучение учащимися родного языка (татарского, башкирского, аварского и т.д.), в местных мактабах и медресе община организует преподавание родного языка (Ана теле). Например, в Москве существует большой спрос на изучение татарского языка. На уроках присутствуют не только дети, но и их родители, не имевшие возможности изучать родной язык в детстве.

Кроме мактабов и медресе, существуют воскресные школы при мечетях и университетах. В них имеют возможность получить основы религиозного образования и нравственного воспитания и дети (примерно с 7 лет), и молодежь, и старшее поколение – условия приема не предусматривают возрастных ограничений. Это наиболее демократичная форма получения религиозного образования в удобное для обучающихся время. Воскресные школы весьма популярны среди мусульманского населения, сюда приходят целыми семьями представители разных поколений. Каждый занимается в своей группе, получает соответствующее своему возрасту религиозное обучение и воспитание.

Исламские институты и университеты – высшие и средние профессиональные учебные заведения – предоставляют возможность получить широкое гуманитарное образование с глубоким знанием арабского языка, что дает возможность выбирать – работать в религиозных организациях, стать священнослужителем, или реализовать свои знания и способности в светских, либо коммерческих организациях. Однако даже у тех выпускников, которые решили стать священнослужителем, круг деятельности выходит далеко за рамки богослужебных дел. Современный священнослужитель – это многогранная личность, он – лидер молодежи. Многие из них активно включены в такие сферы деятельности как преподавание, социальная и издательская работа и т.д.

Существует также светское направление подготовки – Теология, которое реализует программы светского образования с целью подготовки персонала мусульманских организаций, не имеющего духовного сана и не занятого деятельностью богослужебного характера, а также для работы в муниципальных, государственных или негосударственных учреждениях. К такой деятельности можно отнести научно-исследовательскую, педагогическую, переводческую, редакционно-издательскую, социальную работу, оказание юридических услуг и другие виды деятельности. Исламские университеты осуществляют подготовку специалистов и по другим направлениям подготовки на основе религиозного мировоззрения, таких как: Лингвистика, Журналистика, Педагогическое образование и др.

Образовательная программа подготовки священнослужителей в духовных учебных заведениях, кроме общепрофессиональных дисциплин, предполагает также изучение истории, философии, экономики, информатики, языков, культуры и т.д. – всех дисциплин, необходимых для общекультурной подготовки будущего служителя. А в учебных заведениях, реализующих программы светского образования в определенном религиозно-культурном аспекте, изучаются и дисциплины религиозного характера. За годы обучения в университете заложенное семьей и духовной школой миропонимание и мироощущение дополняются и углубляются в процессе изучения мировоззренческих и специальных дисциплин. Различие в объемах нагрузок – по направлению Теология объем светского блока гораздо шире, другая квалификация выпускника. Основная задача профессиональных исламских учебных заведений – это не только передача молодежи определенной суммы знаний и умений, но и усвоение ими идеалов и ценностей религии, подготовка новых поколений мусульманских священнослужителей, преподавателей, исламоведов, религиоведов с верой в сердцах.

Мусульманские университеты организовывают также краткосрочные курсы для углубления знаний действующих служителей культа из разных регионов России. Община сможет успешно действовать, оказывать на население благотворное воздействие лишь при наличии имамов, имеющих достаточно высокое светское и религиозное образование. Поэтому дополнительная подготовка, повышение квалификации имамов было и остается одной из ведущих направлений деятельности профессиональных образовательных учреждений. Здесь программы обучения более сжаты, но приближены к программам дневного обучения. В отличие от воскресных школ для населения, обучающиеся на этих курсах проходят тестирование, получают сертификат, подтверждающий уровень их знаний и дающий право преподавать в мактабе, медресе.

При университетах организовываются семинары, кружки, лекции известных исламоведов; действуют также центры для обучения взрослых и молодежи. Уроки исламской нравственности и морали дают им возможность понять их назначение в жизни и обществе, осознать ответственность за свои поступки. Основное внимание уделяется также обучению молодых родителей основам ислама, чтению Корана, изучению нравственных норм и исламских традиций воспитания детей. Таким образом, университетская система путем непрерывного обучения и воспитания осуществляет целостный образовательный процесс.

Содержание обучения в традиционной исламской образовательной системе вытекало из основных целей, принципов и внутренней логики развития образования. В список религиозных наук входили Коран и Хадисы (примеры из жизни и изречения пророка Мухаммада), Фикх (исламское законодательство), Акида (принципы веры). Ильм-тафсир (толкование Корана), Усулу-ль-фикх (теория мусульманского права), Сира (жизнеописание пророка Мухаммада), Ахляк (основы нравственности), История ислама, Арабский язык.В процессе исторического развития содержание обучения постепенно менялось. Поскольку по шариату знание ничем не ограничивается, и получение его является религиозной обязанностью, то программы старых школ, постепенно расширяясь, стали включать известные в то время рациональные, умозрительные, философские науки, необходимые для жизни: Мантык (логика), Хикмат (философия); Калям (сущность бытия и человеческого знания), Фараиз (наука о разделе наследства); Арабият (арабский язык и литература, арабское языкознание – грамматика, риторика); а также Тарихи-табиги (естествознание), Усули-таглим (педагогика), География, Арифметика, Алгебра, Гимнастика, Гигиена, Чистописание, Черчение и Рисование, Психология, Экономика, Физика, Поэтика, Риторика, Диалектика, География, Сельское хозяйство.

В старой мусульманской школе предметы изучались по определенной схеме на базе установленного набора учебных пособий. Учебные программы, пособия, учебники составлены на основе идеи единства мусульманского мира.

Содержание мусульманского образования предполагает изучение арабского языка – языка Корана.Коран явился основой классического арабского литературного языка, – письменность, грамматика, лексикология которого сформировались через изучение Священного Писания. Главным двигателем этих процессов были, конечно же, религиозные чувства мусульман и их огромный интерес к Корану как основополагающему источнику ислама. И до сегодняшнего дня арабский язык распространен благодаря исламу не только среди арабов, но и среди многочисленных мусульманских народов в качестве языка богослужения. Ученые (Бартольд В.В., Кямилев С. Х., Лебедев В.В., Фролов Д.В. и др.) подчеркивают научную природу арабского языка как языка ислама, его точность, широту семантического поля терминов, пересечение семантического поля одного термина с другим полем. Эти значения взаимодействуют, одно понятие помогает раскрытию другого понятия, таким образом, складывается своеобразный исламский словарь. Кропотливая работа по регистрации значений слов арабско-исламского словаря велась на протяжении многих веков, с ранних периодов ислама. Мусульманские ученые с целью сохранения чистоты и авторитетного значения арабского слова разрабатывали и создавали обширные словари.

Обязательность изучения арабского языка является одной из особенностейисламского образования, но, вместе с тем, обязательным является изучение других языков, способствующих взаимопониманию, упрочению мира и согласия между народами, исповедующими разные религии. При обучении и воспитании детей и молодежи в системе образования, согласно учебникам по дидактике, необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, – одним словом, всю современную культуру в широком и всеобщем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика. Этот принцип, который в современной педагогике называется принципом культуросообразности, заключающийся в ориентации содержания образования на содержание культуры, в которой живет, развивается обучающийся, в исламской системе образования так же является одной из основополагающих. В российских исламских образовательных учреждениях обязательно изучается русский язык и родной язык обучающихся. Русский язык представляет собой достаточно удобное средство для межнационального общения многочисленных мусульманских народов России из бывшего Советского Союза. В процессе обучения в исламском образовательном учреждении возникает необходимость знания турецкого и персидского (фарси) языков для изучения и понимания различных толкований сакральных текстов. Таким образом, в исламском университете глубоко изучаются несколько языков – полилингвизм в содержании образования является следующей особенностью образования в исламе.

Содержание образования подразумевает признание и, самое главное – осознание содержания образования, иначе весь процесс преподавания, изучения и усвоения знаний не будет образованием.

Часто бытует мнение, что в преподавании дисциплин, изучающих религию, применяется так называемый догматический вид обучения, построенный на передаче и принятии информации без доказательства на веру. История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т.е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются. Так же и формы, методы, приемы обучения. Новые технологии обучения применительно к исламскому образовательному процессу на современном этапе будут рассмотрены в четвертом разделе учебного пособия. В истории развития системы конфессионального образования применялись все известные к тому времени методы, формы и приемы, были четко сформулированы и принципы образования в исламе.


Оставить комментарий