Главная » Исламская педагогика » Религия, мораль и народные традиции

Религия, мораль и народные традиции

С точки зрения светской науки считается, что мораль и религия – формы общественного сознания, связанные друг с другом в определенных исторических обстоятельствах. В учении ислама нравственное и религиозное представляют собой нерасчлененное целое, которое формирует общественное сознание. Нравственные нормы религии, проникая в разум мусульман, составили основу национальных традиций в целых регионах по всей России. Имея силу предписания, такие нормы закрепляются в сознании людей, превращаясь в привычное поведение.

Нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности». Ценностями любого общества являются те предметы и явления общественной жизни, которые служат всестороннему развитию всех членов общества, воспитанию у них общечеловеческих идеалов, избавлению их от страданий, зла. Все это относится к материальной, социальной и духовной сферам жизни человека.

В одной из работ по исламскому праву термин «ценности» определяется так: «это – комплекс мерил и определений, исходящих из основных представлений о мире, жизни, человеке, Боге так, как представляет их ислам. Они формируются у отдельного человека и общества на основе тех ситуаций и опыта, которые имеют место в практической жизни. Именно они дают человеку возможность выбрать для себя цели и жизненные ориентиры, соответствующие его возможностям»[1]. Ценности – это критерии оценки социального поведения, т.е. поведение человека со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется.

Заповеди (в исламе – (кава‘идуль ахляк) исходили из потребностей общества и вобрали в себя, преж­де всего, прогрессивные традиции народа, они передавались из поколения в поколение и в определенной мере именно на этом основывалась педагогическая система того или иного народа. А в некоторых странах Востока (Иран, Саудовская Аравия, Афганистан, Пакистан) и правовая система государства построена на религиозных канонах. Для многих поколений эти каноны служили надежными нравственными регулятивами.

Говоря о ценностях ислама, на Международной конференции «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России», состоявшейся в 2006 году в Москве, д-р Адель аль-Фалях, заместитель министра вакуфов и по делам ислама в Государстве Кувейт, выдвинул следующие положения:

1) в жизни человека существуют определенные цели и средства для их достижения. Необходимо осуществить эти цели в тех рамках, которые установлены в обществе и которые его удовлетворяют. А в исламском обществе эти рамки устанавливаются на основе Корана и сунны;

2) цели жизни у мусульманина формируются в виде определенных мерил или норм, исходя из которых он и оценивает положительно или отрицательно все в своем жизненном пути;

3) эти нормы касаются всех составляющих частей общественной жизни, касаются и позиций в отношении мирской и потусторонней жизни;

4) ценности формулируются в первоисточниках в виде требований, пожеланий или обязанностей[2].

Основой при выстраивании системы исламских ценностей являются основные источники ислама, некоторые нормы извлекаются из шариатских законов, так как жизнь мусульманина полностью основывается на них. Ценности оформляются в виде призыва к добру или к воздержанию от дурного.

Существуют постоянные высшие ценности, которые не требуют объяснения, изменения или замены – это ценности вероучения, поклонения, требования призывать к добру и бороться со злом. В случае возникновения новых ситуаций, когда нужно дать объяснение новому явлению, устанавливаются новые ценности в соответствии с требованиями данного времени и места (фетвы).

Характеризуя ценности, д-р Адель Аль-Фалях пишет: «Откровение несет вечные ценности, которые охраняют труд человека, его жизнь, поднимают его на достойный уровень в качестве наместника Аллаха на земле. Эти ценности становятся продолжительными благодаря своей объективности и никакие изменения или замены в них не могут произойти вследствие изменения условий и/или времени. Они не являются результатом творения человека, они – откровение от Всевышнего Аллаха своему пророку. Поэтому, непрерывность или продолжительность является той особенностью, которая отличает ценности Всевышнего от ценностей человека»[3].

Человек, который приобщается к исламу, одновременно приобщается к высшим нормам морали и он обязан быть человеком совестливым. Пророк Мухаммад сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова, и не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, как Он велел вам!» (Аль-Бухари и Муслим). Значимость хадисов еще и в том, что они дают возможность постичь, как жили, как чувствовали, переживали, мыслили люди определенной эпохи, и мудрыми советами пытались предостеречь нас от ошибок.

Детально изложенные в Коране и сунне предписания, задающие ориентиры для жизнедеятельности мусульманина во всех сферах жизни и социальных отношений, определяют убеждения и формируют нравственные ценности. Ценности оформляются в виде призыва к добру или воздержания от дурного, становясь мерилом любого действия человека и в определении его судьбы в будущей жизни.

 

[1]       Али Хал иль Мустафа. Аль-Кийам аль-исламийа ва ат-тарбийа (Исламские ценности и педагогика). – г. Медина: Мактабат Ибрахим Халаби, 1408 х.

[2] Адель аль-Фалях, Гуманистические ценности и мусульманская молодежь в России / Международная конференция «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России». Москва, 30-31 мая 2006 г.: Материалы/ Отв. ред. М.Муртазин.- «Умма», 2007. С.5.

[3] Адель аль-Фалях, Гуманистические ценности и мусульманская молодежь в России / Международная конференция «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России». Москва, 30-31 мая 2006 г.: Материалы/ Отв. ред. М.Муртазин.- «Умма», 2007. С.6.


Оставить комментарий