Заключение

1. История исламского образования имеет многовековой опыт, свои традиции и глубокие корни. Первым учителем мусульман был сам пророк Мухаммад и передавал он знания в изустной форме, так же впоследствии поступали его сподвижники и ученики. Поэтому важнейшей формой передачи знаний было наставничество.

С расширением системы научных знаний вырабатывались другие формы обучения, основными видами образовательных учреждений стали мактабы и медресе. Обучение в них включало в себя три стадии: запоминание, понимание и убежденность. Этому служил, например, книжный метод, который заключался в заучивании айатов и сур Корана, далее – преданий о жизни пророка и других религиозных сочинений, философских трудов. Особый метод обучения Корану был «иджек» – чтение по звукам и слогам, далее сочетая их в слова. После «иджига» начиналась «сура» так называли уже беглое чтение Корана.

В самом начале курса обучения в мактабе практиковался также катехизический метод: учитель задает вопросы и говорит ответы на них, ученики, повторяя за учителем, заучивают урок. На последующих уроках на заданные учителем вопросы ученики дают заученные ответы. При таком обучении шакирды запоминали материал механически, но у них развивалась память, откладывались в голове элементарные сведения по основам ислама, морали.

В процессе обучения применялся также концентрический метод: от изучения легкого материала переходили к более трудному и сложному, часто повторяя пройденное.

На следующей ступени обучения, в медресе, обучение велось эвристическим (сократическим) методом, который способствовал развитию логического мышления. Применялись также активные методы обучения: мушагара, моназара и др.

2. Методы преподавания исламских дисциплин направлены на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека любого возраста. Образование решает задачу перехода от незнания к знанию и, тем самым, формирования человека, обладающего не только знанием, пониманием мира, но и умением жить в этом мире. Мир создан Всевышним для человека, человек является наместником Господа на земле, хозяином на земле. Но надо чтить законы божьи, разумно подходить к своей жизни, размышлять, раскрывать секреты этого мира себе на пользу и на благо людей.

Религиозное воспитание направлено на формирование определенного мировоззрения, мировосприятия. Такое воспитание призвано решить одну из самых сложных задач, известных человечеству – сформировать духовный мир человека. Воспитание должно вестись от простого к сложному, постепенно, шаг за шагом, последовательно. Вера ниспослана Всевышним, чтобы управлять жизнью каждого человека, регулировать его семейную жизнь и направлять жизнь всего человеческого общества. Неискажённый истинный смысл веры может быть воспринят только просвещёнными, образованными, воспитанными соответствующим образом людьми. Неотъемлемыми элементами образования являются: знания; разум; добродетель. Предназначение образования состоит в том, чтобы формировать нравственную личность. Исламское образование предполагает формирование высоконравственного человека, в максимальной степени приближающегося по своим качествам к идеалу, с учетом индивидуальных способностей и стремлений личности.

Обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «Был для Вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день» (Коран, 33: 21); «и, поистине, ты – великого нрава» (Коран, 68: 4; 33: 21). Соответственно как образец поведения являются слова и мысли пророка.

Праведный мусульманин не должен останавливаться в обучении, наоборот, получая полезные знания всю свою жизнь, накапливая мудрость, он должен совершенствовать свою личность, делая добро и стремясь благотворно влиять на окружающих. Особое значение в исламской системе воспитания придается личным усилиям человека в поисках истины.

3. Методологические установки при организации современного исламского образовательного процесса выводятся из следующих принципов:

• системность;

• непрерывность образовательного процесса;

• преемственность;

• соответствие содержания образования учению Корана и сунны;

• гармоничное сочетание обучения и воспитания в духе исламской традиции образования (сочетание ‘илм, адаб и ‘амал );

• соотнесенность элементов понятийно-терминологической системы в преподавании богословских и светских дисциплин;

• подчиненность содержания и отведенных для изучения количества часов светского цикла учебных дисциплин содержанию и количеству часов богословского цикла.

4. Условия существования исламских образовательных учреждений диктуют необходимость новых организационных подходов, новых механизмов и структур функционирования. Развитие образовательных систем происходит за счёт создания и освоения новшеств, т. е. через нововведения. Инновационная деятельность неразрывно связана с процессами повышения профессиональной педагогической квалификации.

5. В организации исламского образовательного процесса можно применять следующие новые технологии:

• проектные;

• проблемно-развивающие технологии;

• личностно-ориентированные;

• информационные;

• модульные;

• организационные;

Использование различных новых технологий обучения будет способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.


Оставить комментарий