Главная » Методика преподавания исламских дисциплин » Введение в методику преподавания

Введение в методику преподавания

Методика преподавания исламских дисциплин – это определенная концепция, основанная на теоретико-практических положениях общей педагогики, психологии, дидактики и фундаментальных принципах преподавания исламских дисциплин.

Основная цель учебного пособия – оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию, рассмотрение методов преподавания в традиционном исламском образовательном процессе, изучение проблем в преподавании религиозных дисциплин и дисциплин религиоведческой направленности, формирование элементарных умений экспериментальной деятельности.

Данное учебно-методическое пособие не ставит целью исчерпать все проблемы научной дисциплины. Пособие лишь подскажет студенту и преподавателю, как сориентироваться в тенденциях современной методической науки и как изучать традиционно содержащиеся в богословских дисциплинах способы их изучения. Содержание книги позволит читателю оценить, в какой степени он владеет специальными знаниями и рациональными способами решения дидактических задач, умеет ли систематизировать и структурировать свои знания и переносить их в разные учебные ситуации.

Пособие состоит из трех разделов. Раздел 1 выдвигает цели и задачи учебного курса, включает в себя теоретический материал, содержание которого направлено на ознакомление с особенностями методической науки, ее назначением, с различными классификациями методов обучения, с традиционными методиками обучения, пристальное внимание уделено раскрытию базовых терминологических понятий. Раздел 2, предлагая краткую справку о развитии системы образования народов России, исповедующих ислам, характеризует традиционные методы преподавания в конфессиональных школах. Раздел 3 подчеркивает фундаментальные принципы преподавания исламских дисциплин, называя их основой преподавания.  Безусловно, эти принципы должны быть соблюдены и в современном  образовательном процессе при применении инновационных технологий и методов преподавания. Теоретические положения и система упражнений, а также примеры, изложенные в разделе 3, учат формулировать задачи учебной деятельности, выбирать способы и средства для их решения, продумывать рациональные способы действия на занятиях по изучению Корана, хадисов, арабского языка. Особое внимание уделяется анализу методов активизации преподавания. Характеризуются новые технологии обучения арабскому языку. Приводятся некоторые сведения из истории развития языка, выделяются специфические черты арабского языка.

Отбор дидактического материала определили потребности молодых специалистов и преподавателей богословских дисциплин в исламских образовательных учреждениях. Важным критерием, определяющим состав материала пособия, стал комплекс профессиональных умений, которыми должен владеть студент при изучении учебной дисциплины:

  • уметь анализировать тенденции развития педагогической деятельности с учетом конфессиональной направленности;
  • работать с понятийно-категориальным аппаратом методической науки;
  • выделять специфические черты методики преподавания религиозных дисциплин;
  • уметь формулировать задачи учебной деятельности, выбирать средства для их решения;
  • продумывать рациональные способы действия на занятиях;
  • уметь применять различные виды инноваций в образовательном учреждении.

Метод, отмечал немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, это – душа предмета. Поэтому, используя и общенаучные методы преподавания, преподаватель в процессе обучения применяет и свой комплекс методов и приемов. Методы преподавания богословских дисциплин складывались веками, они исходят из содержания предмета и логики изучения предмета. Традиционные методы преподавания исламских дисциплин, ведущие от практических умений и навыков – к мыслительным умениям, от них – к обобщенным знаниям, направлены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и духовно-нравственное формирование личности – усвоение адаба. Понятие «адаб» в переводе с арабского языка означает высокую нравственность, хорошее воспитание, доброжелательность, деликатное обхождение с окружающими, скромность, стыдливость. Ученые комментируют это понятие как «достойное поведение, диктуемое самодисциплиной, имеющее в своей основе знание, почерпнутое из источника мудрости[1]». Следовательно, адаб идентифицируется со знанием цели познания.

Исламскому образовательному процессу характерна целостность, которая проявляется в единстве содержательной, мотивационной, организационной, операционно-процессуальной сторон. Интегрированность этических норм, воспитательного и образовательного процессов – сегодня предмет пристального изучения педагогической науки и дидактики. Однако бесспорное и непревзойденное наследие в области преподавания исламских дисциплин мало изучено. Исламская педагогическая система нуждается в заботливом и тщательном изучении великого наследия, далее требуется раскрытие и распространение этого опыта для всей образовательной системы, чтобы им могли пользоваться.

Источниковая база учебного пособия обширна, пособие содержит также перечень литературы для самостоятельного изучения. Включение в список различных пособий и материала способствует созданию условий для самообразования, формированию у студентов приемов самостоятельной работы и самоконтроля, способствующего развитию мышления, творческого отношения к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к процессу обучения.

 


[1] Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе – основы построения философии образования в исламе. Пер. с английского С.Х. Кямилева. – М., 2000. С. 38,39.


Оставить комментарий