Главная » Методика преподавания исламских дисциплин » Понятие и сущность методов и приемов обучения

Понятие и сущность методов и приемов обучения

Цели и задачи учебного курса. Сущность, природа и функции методов обучения

Методика обучения исламским дисциплинам связана со многими другими учебными дисциплинами педагогикой, психологией, дидактикой, исламоведением, корановедением, исламским правом и законоведением, хадисоведением, арабским языком и т.д. Это объясняется тем, что процесс обучения в современном исламском образовательном учреждении многогранен. Методика преподавания словно перекресток, где встречаются пути разных наук, «он фокус, где линии этих наук сходятся. Но не просто сосуществуют, а синтезируются, и, преломляясь через специфику объекта, создают основу новой науки».[1]

Цели и задачи образования, поставленные в нашей стране, актуальны и для религиозного образования. Сквозь эту призму необходимо проанализировать методы и методики преподавания и, выявив все плюсы и минусы, разработать перспективные пути развития с учетом необходимости ее взаимодействия с современной светской образовательной системой. В настоящее время в сфере духовного образования так же применимы методы обучения, предлагаемые современной наукой и апробированные на практике в сфере светского образования.

К числу базовых методических категорий, которые определяют организацию и динамику учебного процесса, исследователи относят прием, метод и вид обучения. Под приемом понимают элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе занятия. Прием обучения – это конкретный способ, деталь, элемент метода. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятия учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Это может быть показ картины, иллюстрации, таблицы; либо структурирование пояснения.

Метод обучения – это более высокая ступень методических категорий. Он представляет собой совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности обучаемого, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия участников процесса образования[2]. К примеру: исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные методы, демонстрация, иллюстрация, самостоятельная работа с книгой, приборами; познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.

В зависимости от применяемых методов и средств обучения в практике работы образовательных учреждений сложились относительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения. Вид обученияэто обобщенная характеристика обучающих систем, характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов, форм обучения. Выделяют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К. и др.).

Методы обучения неразрывно связаны с методами мышления (индукция, дедукция, анализ и синтез и др.), методы обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность вещей и явлений. Как пишет Лихачев Б.Т., «объективно существуют три общественных источника, которые питают педагогику в сложном деле разработки, творческого создания методов обучения: 1) научное познание, 2) обыденное познание, 3) способы обмена информацией. Особенность педагогических методов обучения в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде способы познания всех трех источников»[3]. Сюда добавим, что методика преподавания богословских дисциплин включает, кроме вышесказанного, религиозное познание. Именно эти перечисленные способы познания являются источником при творческом создании методов обучения исламским дисциплинам в современной образовательной среде. Методика преподавания богословских дисциплин – это определенная концепция, основанная на теоретико-практических положениях общей педагогики и психологии, дидактики, фундаментальных принципах преподавания исламских дисциплин.

В образовательном процессе важно умело управлять процессом обучения, достигая основной цели обучения – научить учиться. Смысл такого процесса заключается в выработке задатков и основ культуры умственного и физического труда – фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в обучающихся стремления к самообразованию, к активному участию в производстве в условиях инновационных процессов.

В современной педагогике сложились различные новые методические системы. Возьмем, к примеру, модульное обучение. Изложение материала большими блоками (модулями, разделами) позволяет осмыслить его лучше, осознать логические взаимосвязи. Обучающийся представляет материал не частями, а в целостном виде. Однако внедрение новых видов обучения и новых методик не означает исчезновение традиционных. В процессе модульного обучения актуальным и крайне необходимым будет традиционная методика концентрированного обучения.

В условиях отсутствия учебников и учебных пособий актуальным будет применение популярного ныне во всем образовательном пространстве кейс-метода обучения. Анализ различных ситуаций, которые могут возникнуть в практической деятельности имама, представление различных сценариев развития этой ситуации, если решить эту проблему таким-то способом – все это предоставит возможность молодому специалисту заранее продумывать проблемы, существующие в обществе и общине. Что более существенно: преподаватели вуза – опытные люди предложат некоторые пути решения этих задач.

Методы обучения выполняют познавательную и мировоззренческую функции. Раскрывая роль и функции методов обучения, Лихачев Б.Т. пишет: «на основе знаний методы обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических новообразований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса, зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, духовно-нравственное воспитание и психическое развитие ребенка[4]».

Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько быстро и успешно обучающийся превращается из объекта дидактических воздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение с помощью методов обучения всех сущностных сил побуждает у него интерес к содержанию и проблемам учебной деятельности, обеспечивает успех в воспитании познавательной активности. Воспитательная функция методов обучения направлена на развитие в школьниках и студентах познавательно-творческой активности.

Таким образом, методы обучения как совокупность приемов и способов обучающего взаимодействия педагога и учащихся коренятся в разнообразных методах человеческого искания истины и познавательного общения. Они научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления процесса обучения благодаря реализации их педагогических функций.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое прием и метод обучения?
  2. Чем отличаются метод обучения и вид обучения?
  3. Каковы функции методов обучения?
  4. Современные новые технологии обучения позволяют кардинально изменить процесс обучения. Сохраняется ли роль методов обучения?
  5. Как вы думаете, преподаватели богословских дисциплин должны опираться только на традиционные методики, или же творчески создавать новые методы преподавания?
  6. Как вы понимаете утверждение: основная цель обучения – научить учиться?


[1] Пассов Е. И. Сорок лет спустя, или сто и одна методическая идея. – М., 2006.

[2] Педагогика: учебник. – Под ред. Крившенко Л.П. – М.: ТК Велби, Изд.-во Проспект, 2005. С. 275.

[3]    Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.  – М.: Прометей, Юрайт, 1998. С. 388.

[4]    Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.  – М.: Прометей, Юрайт, 1998. С. 392-393.


Оставить комментарий