Главная » Методика преподавания исламских дисциплин » Поиски методов преподавания богословских дисциплин

Поиски методов преподавания богословских дисциплин

Инновационные процессы в истории развития исламского образования. Результаты введения новшеств

В конце XIX века начинается процесс преобразований во всех уровнях мусульманских вероучительных школ. И этот процесс начался именно с поисков и экспериментов в области методики преподавания. Одним из первых нововведений явилось внедрение нового метода – звукового метода обучения грамоте («ысул джадид»). Соответственно сторонников внедрения нового метода в образовательный процесс и дальнейших преобразований в этой сфере называли джадидистами.

Процесс чтения слогов по-старому состоял в «складывании» букв, поэтому и сам метод обучения назывался буквослагательным. Суть этого метода такова: каждая буква арабского алфавита имеет свое название, алфавит имеет строгий порядок, называемый «абжадным». Для запоминания этого порядка придуманы специальные «слова», которые не имеют смысла и служат исключительно как средство запоминания. Вот эти слова: Абжад, Хавваз, Хутти, Каляман, Сагфас, Карашат, Саххадз, Зазыйг.[1] При чтении большое внимание уделялось фонетике, так как чтение Корана предполагает выговаривание каждой буквы. После того, как обучаемый запомнил названия букв в алфавите по порядку – при этом он должен был запомнить множественные различия в начертании арабского алфавита, особое употребление надстрочных и подстрочных знаков – далее он должен был запоминать способы их соединения и механически заучивать большое количество слоговых комбинаций. На этом этапе обучения чтению единственной опорой для памяти ученика являлся тот же неизменный порядок и многократное повторение слогов. Переход к чтению слогов был затруднен тем, что название буквы не совпадало с ее звучанием (фонемой), хотя начиналось с нее (к – кяф, м – мим, н – нун). Далее ребенок заучивал настоящее произношение слова. Таким образом, для овладения техникой чтения по буквослагательному методу нужно было пройти два этапа – алфавит и слоги.

Рассмотренный нами метод применялся и в древнерусской методике обучения чтению и письму. Обучение грамоте начиналось с азбуки, ученики заучивали название букв: «аз», «буки», «веди», л – «люди», т – «твердо»…, одновременно пытаясь запомнить ее начертание (графему). Обучение шло путем повторения учениками вслух того, что говорил учитель, и поэтому основное внимание учеников сосредотачивалось на повторении. Название буквы воспринималось только в ряду других названий как элемент в общей цепи. Для окончательного усвоения графем и названий букв в азбуках и букварях предлагался обратный азбучный ряд[2]. Ничего не значащие слоги необходимо было воспринимать как единое целое, обучение чтению и письму затягивалось. «Буквослагательный метод критиковался в историко-педагогической литературе, начиная с И.Е. Забелина. Всеми исследователями подчеркивалась (но не объяснялась) трудность овладения чтением по этому методу, а также крайне отрицательно характеризовался сам процесс преподавания[3]».

Новый метод отличается от старого метода тем, что центральным понятием стал звук. Поэтому эта методика получила соответствующее обозначение – звуковая методика. Каждой букве арабского алфавита присваивался звук, например, «алиф» – а, э, «бе» – б, «те» – т и т.д. После изучения всех этих букв в новую методику входило объяснение, как эти буквы пишутся в начале, в середине и в конце слова. Таким образом, ученик одновременно учился читать и писать пройденные буквы, складывать из звуков понятные слова. Использование звукового метода значительно сокращало продолжительность обучения, учащиеся обретали необходимые знания в два раза быстрее, чем в традиционной школе. Многие исследователи единогласно отмечают преимущества этого метода: «методические новшества помимо упрощения учебного процесса, заметно сокращали срок учебы с 6–7 лет до 2–3, что являлось существенным показателем преимущества звукового метода над буквослагательным[4]».

Введение новой методики обучения подтолкнуло к следующим новшествам, далее по цепочке: было введено много нового – чего не было во всем образовательном процессе: расписания уроков, классные доски и журналы, экзамены в конце учебного года и т.д. Изменения происходили во всей системе конфессионального образования – на начальной, средней ступенях, в профессиональной подготовке. Введение новых технологий обучения способствовали улучшению результатов образовательной деятельности: повысился уровень обучения, качество преподавания, многое изменилось во внутренней жизни и происходила демократизация школы. К примеру, в ижбобъинском медресе Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Татарстана) впервые был введен метод самоуправления: в начале каждого учебного года шакирды методом открытого голосования выбирали комитет, который занимался всеми вопросами, касающимися жизни шакирдов. «Шакирды могли выражать свое мнение по религиозным вопросам, организовывали свою жизнь, досуг, по четвергам по заранее подготовленной программе проводились тематические вечера[5]».

В результате преобразований, начавшихся с изменения методики преподавания, медресе перешли в совершенно новое качественное состояние, сопровождавшееся пересмотром всех устаревших норм. Одно новшество порождало другое, пересматривались и вопросы финансирования конфес-сиональных учебных заведений, на первое место ставилась необходимость регулярного финансирования учебных заведений мусульманских общин России. В рамках махалля (общин) стали создаваться попечительские советы, они финансировали образовательные учреждения.

Результаты этих изменений в вышеназванных медресе сказались очень скоро и наглядно. Они стали отличаться сравнительно значительной материальной обеспеченностью, отличались по внутренней и внешней обстановке. Такие целенаправленные изменения явились творческим переосмыслением всего образовательного процесса в конфессиональной образовательной системе и привели к существенным прогрессивным изменениям. Разумеется, эти учебные заведения оставались конфессиональными, все богословские науки, которые преподавались в старой системе, изучаются и в новометодных медресе, но все упорядочено: преподавание этих дисциплин не зависит от способностей отдельно взятого шакирда, который, усвоив науку, переходит к изучению следующей книги, не дожидаясь остальных. В новой образовательной системе для каждого уровня был определен объем знаний и круг дисциплин, который изучается всеми обучающимися соответственно установленной программе. Кроме богословских наук, введено преподавание и общеобразовательных предметов: преподаются география, история, арифметика, физика, геометрия. Хотя и в старой школе существовало преподавание светских дисциплин, но теперь все систематизировалось, улучшалось, по каждой дисциплине был определен минимальный уровень знаний. Преподавание этих предметов распределялось по классам и отделениям. В процессе этих изменений конфессиональное учебное заведение функционировало, развивалось. Но не все шло гладко: несмотря на все усилия, уровень преподавания общеобразовательных дисциплин был ниже, чем богословских наук по той причине, что преподавание богословских наук имеет годами отточенные традиции и методы обучения, а преподавание светских дисциплин – новое в образовании, еще нет учебников, не готовы мугаллимы к преподаванию по новой методике. В учебном заведении новометодного направления преподавание общеобразовательных дисциплин требовало уже другого содержания и других методик.

В программах, учебных изданиях новометодных медресе мы уже находим точно определенные цели и задачи, содержание профессионального образования. По окончании новометодных учебных заведений шакирдам стали выдавать дипломы. Постепенно каждое медресе начинает специализироваться в каком-либо направлении: гуманитарном, экономическом. В программах религиозные дисциплины сочетаются с общенаучными дисциплинами подготовки специалиста. Новометодные учебные заведения стремились отвечать социально-экономическим условиям развития общества, готовить своих выпускников по требованиям жизни, – при сохранении мусульманской идентичности.

Преобразования в системе конфессионального образования привели к необходимости изменений в подготовке преподавателей. Например, существовавшая с 1876 года в Казани татарская учительская школа (КАТУШ), была учреждена с целью подготовки учителей для русских классов начальных школ. Ей принадлежит видное место в новом движении в образовательной среде. Дж. Валидов пишет о высоком уровне преподавания в этой профессиональной школе: «она поставляла не только хороших педагогов, но и видных общественных и политических деятелей; шакирды стремились туда не столько за дипломом и хорошим казенным местом, сколько с целью просветить себя научными знаниями и служить своему народу на общественно-политическом или научно-литературном поприще[6]».

Рассматривая изменения в мусульманской системе образования, мы видим, что эти процессы являются включением в происходящие в России и во всем мире процессы развития образования. Можно отметить синхронность многих событий и процессов. Реформа конфессиональной школы велась с учетом новейших достижений мировой цивилизации, но оберегая и наращивая при этом лучшие собственные традиции, сложившиеся в течение веков и связанные с восточными традициями. Если бы было суждено развиваться, в дальнейшем эти школы становились бы научной школой исламоведения, какие-то медресе стали бы методическим центром, аккумулирующим научно-педагогические идеи мусульманских народов и т.д. Но времени для прогресса не хватало. «Не случайно, что постановлениями ЦК ВКП (б) и Совета Народных Комиссаров от 10.02.1948 г. ставится вопрос о признании прав и уровня образования выпускников медресе «Мухаммадия», «Касыймия» (Казань), «Галия», «Госмания» (Уфа), «Буби» (Иж-Буби), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк) и их полномочия приравниваются к педагогическим училищам[7]». Выпускники таких медресе могли продолжить образование в вузе любого профиля, либо работать в любой точке России. В итоге, новометодные профессиональные учебные заведения, сочетавшие преподавание религиозных дисциплин на основе Корана и Сунны с общенаучными дисциплинами, являлись отправной точкой для распространения новых знаний и методик, научно-педагогических идей, подготовки интеллектуального потенциала мусульманских народов России. Они были демократичны, – охватывали широкие слои населения. Именно в этот период мусульманское общество начинает выходить на европейский уровень образованности и культуры. К первой четверти ХХ века сформировалась сеть общеобразовательных и профессиональных учебных заведений национального типа с обязательным преподаванием вероучения. К этому периоду, кроме профессионального религиозного и профессионального педагогического образования, происходит становление профессиональной подготовки для сельскохозяйственного, ремесленного отраслей, других направлений и форм негуманитарного образования. Таким образом, мусульманские просветители, педагоги, меценаты смогли сохранить и развить свои учебные заведения до уровня ряда передовых учебных заведений стран мусульманского Востока, смогли адаптировать к российской действительности и к новым условиям жизни.

Джадидизм в истории развития исламского религиозного образования является инновацией, которая изменила цели, содержание, организацию образовательного процесса и является основой для развития современной системы исламского образования. Сегодня, разрабатывая новые методы, формы и структуры в соответствии с нормами и духовными ценностями ислама, мы можем перенять много положительного из тех традиций и существовавшего опыта.

 

Методологические основы преподавания богословских дисциплин

Поиск методов, обеспечивающих совершенствование процесса обучения, остается постоянным. В настоящее время мы рассматриваем мусульманскую систему образования сквозь призму тех задач, которые поставлены в образовательной сфере нашей страны – в результате этих усилий мы сможем улучшить и разумно построить взаимодействие со светской системой образования. Однако в религиозных исламских учебных заведениях, безусловно, присутствует специфика, которую нельзя оставлять без внимания, как пишет Сенюткина О.Н., «чтобы дух мактабов и медресе продолжал жить, а ментальность обучаемых выявлялась и поддерживалась на учебных занятиях в полной мере. Эту специфику задает необходимость постоянного утверждения веры в Аллаха, овладения кораническим знанием, формирования личности мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны[8]». Концепция развития исламского образования, образовательная программа должны быть проникнуты духом мусульманской культуры. Исламские образовательные учреждения должны стремиться стать не только хранителем этой культуры, но и стать силой, двигающей эту культуру вперед.

Методологические установки при организации исламского образовательного процесса выводятся из следующих принципов:

• системность как важнейший принцип, к которому необходимо стремиться;

• непрерывность образовательного процесса;

• преемственность, которая, прежде всего, должна отразиться в учебных материалах;

• соответствие содержания образования учению Корана и сунны;

• гармоничное сочетание обучения и воспитания в духе исламской традиции образования (сочетание ‘ильм, адаб и ‘амал). Именно таким образом адаб – как воспитательное воздействие, избирательное обретение достоинств, правильное поведение и сохранение качества в сочетании с заключенным во всем этом знанием – воплощает в себе актуализацию цели познания (Накыб аль-Аттас);

• соотнесенность элементов понятийно-терминологической системы в преподавании богословских и светских дисциплин. Эта методологическая посылка, к которой часто обращаются исследователи и практики (Муртазин М.Ф., Мухаметшин Р.М., Сенюткина О.Н. и др.), является наиболее актуальной;

• подчиненность содержания и отведенных для изучения количества часов светского цикла учебных дисциплин содержанию и количеству часов богословского цикла.

Для успешной организации системы исламского образования необходимо учитывать:

• особенности поликонфессионального общества и задачи, стоящие перед мусульманами России;

• специфику современной ментальности;

• достижения современной образовательной системы, предполагающие опору на теоретические положения классической педагогики и современную методологию; применение разнообразных технологий и методов обучения, способствующих повышению эффективности процесса обучения;

• позитивный опыт, накопленный за долгий период времени российскими мусульманами, и, в особенности, к рубежу XIX – XX веков.

Учение джадидистов-реформаторов сумело показать пример современного, толерантного и либерального ислама. Джадидизм, отталкиваясь от традиции и учитывая все наиболее в ней ценное, в то же время обновляет систему исламского образования в связи с теми задачами, которые вставали в обществе в тот исторический период.

Эффективность современной системы мусульманского образования определяется следующими организационно-педагогическими условиями:

1) создание необходимой правовой, организационной и методической базы;

2) должное материальное оснащение;

3) подготовка кадров; логичное сочетание общенаучной и специальной теоретической, практической подготовки будущих специалистов;

4) компетентность, высокий профессионализм и методическое мастерство преподавателей;

5) тщательный отбор информации и соответствующих современной жизни примеров;

6) информатизация религиозного образования и активное использование технологий открытого образования;

7) обеспечение преемственности различных уровней исламского образования;

8) согласованность профессиональных действий всех структурных подразделений учебного заведения и всей системы исламского образования;

9) повышение качества образования и сопровождение послевузовской деятельности выпускников;

10) создание эффективной системы дополнительного исламского образования.

Одним из основных организационно-педагогических условий развития системы исламского образования является подготовка педагогов и специалистов по исламу. Преподавателями светского блока дисциплин могут быть и немусульмане, но они должны с уважением относиться к исламу, знать ислам. Но, все же, и среди преподавателей светских дисциплин основная масса преподавательского состава должна быть истинными мусульманами, твердыми в своих убеждениях. По этому поводу Валиулла-хазрат Якупов пишет: «Важно не только то, что преподают, важно кто преподает в наших мусульманских учебных заведениях. Ключевую роль в духовных учебных заведениях играют не только знания, умения, но и неформальное личностное общение учителя и ученика, в ходе которого преподаватель своим поведением демонстрирует образцы следования ценностям и нормам ислама, особенно его морально-нравственной составляющей[9]».

При рассмотрении научно-методической основы преподавания не может не возникнуть вопрос также о тех кадрах, которые преподают конфессиональные дисциплины. Традиции и уровень исламского образования, который был на рубеже XIX-XX вв., утрачен. Подготовка теологов осуществляется на уровне бакалавриата и магистратуры, следующий уровень подготовки – аспирантура отсутствует в связи с тем, что в классификаторе научных специальностей ВАК отсутствует направление подготовки Теология. Сейчас кадры формируются из союза между светской наукой и духовными школами. Подготовку специалистов по исламу должны осуществлять квалифицированные кадры, глубоко знающие исламское вероучение, обряды, а также знающие экономику, право, педагогику, психологию, владеющие методикой преподавания. Задача преподавателей университета – формировать профессиональные качества, гражданскую позицию, любовь к Родине, уважение ко всем религиям. Перед преподавателями ставятся также высокие требования в плане организационной компетентности – умения строить учебный процесс, организуя различные виды учебной работы и осуществляя различные методики преподавания. Поэтому вопрос подготовки квалифицированных преподавателей исламских дисциплин в России является крайне важным. Преподаватели обязаны систематически заниматься повышением своей квалификации, углубляя теоретические знания и повышая педагогическое мастерство, а также заниматься научно-исследовательской работой по преподаваемой дисциплине. Преподавать сегодня в исламских образовательных учреждениях России должны кадры, подготовленные в стране, поэтому крайне актуально сегодня введение Теологии в классификатор научных специальностей ВАК.

 

Проблемы повышения эффективности процесса обучения. Новые технологии.

Работа в исламском вузе требует от преподавателей вдумчивого, творческого отношения, а также согласованных профессиональных действий. В учебном процессе используются разнообразные и новейшие методы обучения. Они охватывают все стороны процесса обучения и способствуют повышению эффективности процесса обучения. Соблюдение принципов обучения является показателем педагогической культуры преподавателя. В религиозной образовательной сфере все методы, приемы и средства обучения, используемые преподавателями, проецируются на специфическую аудиторию учебного заведения. Но процесс обучения в религиозных образовательных учреждениях – не смешение традиционной и современной методик обучения, не соединение, а спираль развития, рост. Преподаватели осознают недопустимость двойственной методики, которая может породить противоречие, конфликт.

Мы должны стремиться применять такие методы, такие приемы, такие технологии обучения, которые неминуемо приводили бы к положительным результатам. Как мы уже рассмотрели в рамках предыдущих тем, в истории развития религиозного образования применялись и традиционные, и все известные в то время технологии обучения: и технологии коллективного взаимодействия, и разноуровневого обучения. Молодежь, прежде всего, интересуется активной деятельностью и современными средствами реализации образовательного процесса. Наряду с традиционными технологиями обучения, сейчас очень результативно применение технологий программированного, дистанционного, компьютерного обучения.

Использование современных информационных технологий, информационной базы – с одной стороны, желаемая для студентов деятельность, с другой стороны, это очень большое поле деятельности, где можно проявить и улучшить профессиональную подготовку, развивая элементы творчества, поиска. Наряду с учебниками, учебными пособиями, справочниками, которые доносят информацию с определенной задержкой, мы сегодня должны все активнее использовать компьютерные технологии. Компьютерные технологии позволяют организовать общение с пользователем: дают возможность предложить ему ответить на вопросы, получить дополнительную информацию или узнать мнение обучаемого, организовать диалог, диспут. Сохраняя традиционные модели изучения учебной дисциплины, компьютерные технологии являются средством, позволяющим существенно расширить творческий потенциал педагога и студентов, что приводит к повышению производительности, результативности. При этом повышается интерес, происходит осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений. Такая технология обучения как нельзя лучше подходит и для религиозных учебных заведений. При сегодняшнем сложном положении в исламских вузах с учебниками и учебными пособиями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам преподаватели могут оперативно донести информацию до широкой аудитории слушателей. Кроме этого, компьютерные технологии способствуют выработке необходимых для проповедника, наставника, а также для педагога качеств: автономность в принятии решений, мобильность, аналитичность мышления, способность передавать другим приобретенные знания, способность к нововведениям, к сотрудничеству.

В связи с разработкой и внедрением в нашей огромной стране Единой системы дистанционного обучения (ЕСДО), которая использует и традиционные, и новые информационные и телекоммуникационные технологии и технические средства, – религиозные образовательные учреждения успешно внедряют эту систему, уже разработаны нормативно-организационные, в том числе, методические материалы. Эта система очень гибкая, мобильная и демократичная. Члены этого сообщества смогут получать религиозное образование, участвовать в религиозно-просветительской деятельности. Даже самые отдаленные исламские центры, организации, учебные заведения или просто отдельные люди смогут слушать лекции, получать новости мусульманского мира, узнать труды мусульманских ученых, участвовать в видеоконференцсвязи по случаю образовательных мероприятий или мусульманских праздников. Интерактивная система видеоконференцсвязи позволит участникам в региональных общинах выступать, задавать вопросы, и получать на них ответы в режиме реального времени.

Таким образом, в процессе организации исламского образовательного процесса можно применять следующие технологии:

• проектные;

• проблемно-развивающие технологии;

• личностно-ориентированные;

• информационные;

• модульные;

• организационные;

Использование различных новых технологий обучения будет способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса. Как пишет Л.А. Харисова, «представленность ценностей ислама в системе образования может стать той новацией, которая не только позволит поднять уровень духовной культуры нашего общества, но изменит некоторые позиции в отношении ислама со стороны граждан, исповедующих другие религии[10]».

Как известно, религиозное образование направлено на формирование определенного мировоззрения, мировосприятия. В связи с этим, рассмотрим также методы формирования мировоззренческой культуры.

 

Принципы и методы формирования мировоззренческой культуры

Исламская образовательная система направлена на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека любого возраста. Образование решает задачу перехода от незнания к знанию, тем самым решая задачу формирования человека, обладающего не только знанием, пониманием мира, но и умением жить в этом мире. Такое воспитание призвано решить одну из самых сложных задач, известных человечеству – сформировать духовный мир человека, помочь ему в обретении высоких нравственных качеств.

Процесс формирования мировоззренческой культуры в исламской образовательной системе рассматривается как формирование целостности знаний, убеждений и веры (см. схему №1).

Схема № 1

 

Образовательный процесс должен обеспечивать студентам высокий уровень научных знаний, знаний духовной культуры, традиций, норм поведения, которые подлежат усвоению и осознанию. Вся дидактическая система способствует формированию:

• духовно-нравственной культуры,

• познавательной культуры,

• интеллектуальной культуры,

• гражданской культуры,

• культуры общения,

• культуры здорового образа жизни.

Религиозное образование призвано воспитывать молодое поколение на благо своего Отечества, сформировать в нем гражданскую культуру – т.е. формировать высоконравственную личность, не замыкающую свою деятельность только лишь в рамках профессиональной деятельности. Воспитание и образование должны быть ориентированы на личность, на ее активность и самостоятельность. В религии идея свободы личности трактуется как личная ответственность каждого человека за все им содеянное. Нравственность является первоосновой духовной жизни людей. Неотъемлемую часть духовной культуры личности составляет также культура общения в обществе, в семье. Еще одна составляющая процесса формирования мировоззрения – воспитание культуры тела и духа, которое подразумевает формирование здорового образа жизни. Конечная цель исламских университетов – воспитать научно образованных, развитых интеллектуально, нравственно воспитанных, обладающих гражданским сознанием, правовой культурой, физически здоровых выпускников.

 

Инновации в исламской образовательной сфере

В динамично изменяющейся среде любое образовательное учреждение, как и любая образовательная система вообще, чтобы сохраниться, должны развиваться. Развитие образовательных систем происходит за счёт создания и освоения новшеств, т. е. через нововведения. Условия существования исламского университета диктуют необходимость новых организационных подходов, новых механизмов и структур функционирования. Поиск различных форм для повышения качества преподавания специальных дисциплин, обмен опытом работы между преподавателями, «открытые уроки» опытных преподавателей, проведение методических занятий для молодых преподавателей, организация различных форм занятий – семинаров, лекций, практических занятий, курсовых работ, тестирования – направлены на улучшение результатов образовательного процесса.

В религиозном образовании понятия традиции и опыт лежат в самой основе, сути, а инновации внесут изменения. Какова взаимосвязь между такими понятиями, как «инновации» и «традиции»? Что является традиционным? И православные, и мусульманские богословы подчеркивают неизменный характер веры. Истины Откровения даны в готовом виде. Но выразить, передать истину нужно на языке, доступном и понятном нашим современникам. Возникновение и рост глобальных проблем, резких жизненных изменений требует формирования современного мышления у молодого поколения. Как пишет Тауфик Ибрахим, «религиозные педагоги, как и религиозные деятели вообще, должны осознавать свою великую ответственность перед современной молодежью: консервативное цепляние за традиционные мировоззренческие образы и социальные нормы, вырабатывавшиеся в условиях средневекового общества и учитывавшие ментальность людей той эпохи, способны отторгать основную массу молодежи от самой религии, толкая ее в объятия секуляризма, атеизма[11]». Религиозное образование должно опираться на новаторский подход в преподавании богословских истин. Об этом же говорит и муфтий Р. Гайнутдин, но, обосновывая необходимость обновления, он подчеркивает, что «этот процесс должен опираться на Коран и Сунну, любая попытка, разрывающая с традицией при осмыслении учения ислама, не может быть успешной[12]». Истины религии не могут видоизменяться по желанию или по усмотрению отдельных людей. Одной из важнейших черт истинно верующего человека «является подчинение им общепринятых обычаев своего общества критериям и нормам ислама, вследствие чего его представления о социальных ценностях формируются под воздействием исламских понятий и представлений[13]». Таким образом, инновации в религиозном образовании мы понимаем как организацию традиционного обучения на основе инновационного подхода. Инновационные процессы в религиозном образовании мы понимаем как систему разработки, апробации, распространения и внедрения в организацию образовательного процесса религиозного учебного заведения современных технологий, моделей, приемов, которые позволят повысить эффективность и качество, будут способствовать развитию религиозного образования.

Какие же инновации возможны в исламской педагогической системе?

  • Создание единой системы, которая бы охватила все исламские учебные заведения России;
  • Создание единых обновленных программ, учебных планов с оптимальным соотношением религиозных и светских предметов;
  • Подготовка единых обязательных учебных пособий;
  • Разработка единой методологии и методики обучения;
  • Подготовка специалистов на основе единых квалификационных требований;
  • Ориентация на многоуровневую светскую систему образования, включающую бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.

Поиски адаптационных механизмов и форм улучшения качества образовательного процесса, исследование соотношения светского и религиозного компонентов в религиозном образовании являются педагогической инноватикой в религиозном образовании. Успешным нововведением можно назвать переход на Государственный стандарт образования по теологии. Развивая систему управления качеством образования, профессиональные религиозные учебные заведения стремятся формировать у выпускников высокий уровень профессиональных знаний, а также формировать в обществе новые взгляды на качество образования, пропагандируя необходимость сохранения духовных традиций в обществе.

Инновационная деятельность в религиозном образовании приводит к рождению новых идей и осуществлению их. Создание учебных программ по конфессиональным дисциплинам по направлениям Исламское богословие, Исламская теология, раскрытие содержания традиционных конфессиональных дисциплин в новой форме, разработка организационных документов, новых образовательных программ, учитывающих особенности исламского образования, представляется успешным нововведением.

Инновационная деятельность неразрывно связана с процессами повышения профессиональной педагогической квалификации. Развивается взаимодействие религиозных и светских учебных заведений в плане подготовки преподавателей, учебников и методических пособий. В такой совместной согласованной образовательной деятельности просматривается возможный позитивный результат.

Система исламского религиозного образования в России развивается и в перспективе все инновационные процессы будут проектироваться в высших образовательных учреждениях (университетах). Уже сегодня разрабатываются учебно-методические комплекты для начальных и средних образовательных учреждений (мактабов и медресе, воскресных школ), готовятся кадры для всех типов мусульманских образовательных учреждений. Высший тип учебного заведения помогает в организации учебного процесса структурам, осуществляющим более низкий уровень подготовки священнослужителей, осуществляет методическое руководство образованием.

Инновационным в развитии профессионального исламского образования является организация в настоящее время в нескольких российских регионах – Москве, Казани, Уфе, на Кавказе – университетских центров, которые  осуществляют организацию – что подразумевает: планирование, научно-методическое обеспечение и контроль всей системы исламского религиозного образования.

Использование различных организационно-управленческих технологий адаптации к новым условиям являются инновационной деятельностью. Прилагаемые усилия и изменения, происходящие в исламской образовательной системе, будут способствовать взаимопроникновению культур, будут обеспечивать успех в образовательной деятельности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Как вы думаете, как нужно преподавать светские дисциплины в исламском образовательном учреждении, учитывая то, что исламское образование должно соответствовать Корану, хадисам, фикху?
  2. Расскажите о современных образовательных технологиях применительно к преподаванию богословских дисциплин.
  3. Как организовать самостоятельную работу с использованием информационных технологий?
  4. Расскажите о влиянии методов обучения на формирование мотивов учения.
  5. Каковы тенденции развития педагогической деятельности с учетом конфессиональной направленности?
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.
  7. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). Москва-Петроград, 1923.// Ж. «Казань», №6. Фрагменты книги. Казань, 1992.
  8. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987.
  9. Койчуев А.А. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках. / А.А. Койчуев, В.К. Шаповалов. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервис-школа, 2008.
  10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
  11. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. – М.: Росс. академия образования, 2004.
  12. Новое мышление в педагогике / Под ред, А. В. Петровского. – М, 1989.
  13. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе – основы построения философии образования в исламе. Пер. с английского С.Х. Кямилева. – М., 2000.
  14. Харисова Л.А. Педагогический потенциал ислама. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Литература для самостоятельной работы


[1] Сегаль В.С. Начальный курс арабского языка под редакцией Баранова Х.К. – М.: Изд. ИМО, 1962. С. 163.

[2] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. Отв. ред. Днепров Э.Д. – М.: «Педагогика», 1989 г. – 480 с. С. 181.

[3] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С. 181, 182.

[4] Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования. Реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX – начале XX века. – Симферополь: Таврия, 1998. С. 110.

[5] Мостакаев Г.Х. Некоторые воспоминания о медресе «Иж-Бобья». – Ташкент, 1966. Цит. по: Педагоги Бобинские и Иж-Бобьинское медресе. Историко-документальный сборник (на татарском языке). – Казань: Рухият, 1999. С.178.

[6] Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). – Фрагменты книги. – Москва-Петроград, 1923// Казань, №6, 1992. С. 34.

[7] Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. – Уфа, 1972. С. 250. Цит. по: Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. С. 179.

[8] Сенюткина О.Н. Методология и методика образовательного процесса в мусульманских учебных заведениях России // Исламское образование в России: проблемы современности. Материалы научно-практического семинара, посвященного 10-летию Нижегородского исламского медресе «Махинур». – Нижний Новгород, 2005. С. 84, 85.

[9] Якупов В. Соотношение религии и общества в духовном образовании // Система мусульманского религиозного образования у татар: истрия, проблемы, перспективы. Сб. материалов научно-практической конференции от 13 октября 2004 г. – Казань, 2005. С. 14.

[10] Харисова Л.А. Педагогический потенциал ислама. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2008. С. 9.

[11] Тауфик И.К. Модернизм и плюрализм как императивы современной религиозной педагогики // Исламское образование в России: проблемы современности. Материалы научно-практического семинара, посвященного 10-летию Нижегородского исламского медресе «Махинур». С. 43.

[12] Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам в современной России. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 229, 261, 275.

[13] Мухаммад аль-Хашими. Личность мусульманки согласно Корану и Сунне. – Алматы: ЧБФ «Альбаракат», 2005. С. 360.


Оставить комментарий