Главная » Методика преподавания школьного курса ОРКСЭ

Методика преподавания школьного курса ОРКСЭ

Вопросы  преподавания Основ религиозной культуры в школе обсуждаются уже в течение многих лет, поскольку эти вопросы очень важны и ответы на них до сих пор противоречивы.

Учебный курс прошел экспериментальный этап, вошел в школу, имеет тенденцию к расширению – преподавание учебной дисциплины в 4-5 классах – это только начало. Уже выявились проблемы; одна из таких проблем – проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров, которые должны преподавать не культ, и даже не вероучение, а выявить педагогический потенциал религии, и на основе этого создавать учебно-методические материалы, искать оптимальные пути преподавания.

Но при этом  учитель обязан знать и понимать не одну, а все традиционные для России вероучения: православие, ислам, иудаизм и буддизм; обязан также обладать знаниями в области светских наук – психологии, права, педагогики и т.д.. Важнейшим требованием к процессу преподавания учебной дисциплины является то, что учитель должен соблюдать принцип мировоззренческой нейтральности.

Многообразные задачи, стоящие перед учителем, предполагают разработку и развитие новой педагогической технологии. Педагогическая технология – это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы   организации деятельности. Благо, именно это мы видим в организации преподавания этой дисциплины в школе: появились первые учебники, учителя имеют возможность сообща решать проблемы, по видеоконференцсвязи. Выделяются средства на организацию образовательного процесса, что немаловажно. Однако стало уже очевидным, что требуется специальная подготовка учителей к преподаванию курса ОРКСЭ.

Сейчас совместными усилиями ученых, методистов, а также представителей традиционных в России религий разработана Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП) по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Культура конфессий»), предназначенная для подготовки бакалавров – преподавателей  дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» в школе.

Это ООП как нормативно-методическая основа учебного процесса полностью нацелена на конечный результат – формирование необходимых преподавателю ОРКСЭ компетенций.  Компетенции личности мы понимаем как самые широкие способности человека решать жизненные, профессиональные проблемы.

В  ближайшее время  несколько вузов начнут реализовывать эту программу. И именно в этих вузах будут научно обоснованы технологии преподавания культуры конфессии в школе.

В методике преподавания каждой учебной дисциплины синтезируются пути разных наук, далее, преломляясь через специфику этой дисциплины, создают основу новой науки. Методика обучения основам исламской культуры  связана с педагогикой, психологией, дидактикой, исламоведением, корановедением, исламским правом и законоведением, хадисоведением, арабским языком.

Метод, отмечал немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, это – душа предмета. Поэтому, используя и общенаучные методы, преподаватель в процессе обучения применяет и свой комплекс методов и приемов.

Пути и способы преподавания исламских дисциплин складывались веками, они исходят из содержания предмета и логики изучения предмета. Традиционные методы, ведущие от практических умений и навыков – к мыслительным умениям, от них – к обобщенным знаниям, направлены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и духовно-нравственное формирование личности.

Посланник Аллаха мир ему,[1] в течение двадцати трех лет обучал своих сподвижников, он донес разъяснение Корана, переданный ему от Всевышнего, до своих последователей. Методы, которыми он пользовался, были сохранены его учениками и легли в основу преподавательской этики в исламе. Сложились этика чтения Корана, хадисов.

Согласно Корану, правильные познания и чистосердечие – главные качества, обеспечивающие успех преподавания и усвоения: «Благодаря искренности и доброте правильные познания отражаются на внутреннем мире и поведении преподавателя, и он зарабатывает любовь и уважение учащихся[2]», пишут авторы учебника Исламоведение, изданного в МИУ.

Этика чтения Корана затрагивается и обсуждается во многих трудах. Турецкий исследователь Мухиттин Акгюль пишет: «читая Коран, необходимо помнить, чьим словом он является, и что он для нас значит. Нельзя забывать о том, что это – не необыкновенное слово, а воззвание, пришедшее от Создателя и Властелина миров[3]».

Перед чтением Корана следует подготовиться физически и духовно: для этого нужно выбрать подходящее время – следует отдать предпочтение такому времени, когда и чтец, и слушатели не изнурены, у них ясный ум, нет срочных дел. Чистоте одежды и помещения, в котором читается Коран, придается особое значение.

С точки зрения светской науки такая физическая и духовная подготовка способствует расширению сознания, активному включению в процесс постижения истины подсознания и тем самым расширением информационной базы. По утверждению исследователя в области духовных способностей В. Д. Шадрикова, «информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации[4]».

Как утверждают психологи, духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением либо временным блокированием противоречий с окружающей средой, сосредоточением на познаваемой проблеме, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли. Такое мотивационное состояние приводит к продуктивности мышления. Кроме того, в духовном состоянии слова могут переводиться в образы и чувства, способствуя этим включению процессов воображения.

Важно читать Коран способом «тартиль», т.е. не спеша, отчетливо произнеся каждый звук. (К сожалению, в современной стремительной жизни совсем не остается времени на воспитание дикции – даже в школе).

Особая роль при чтении отводится и мелодичному голосу. Красивое и трогательное чтение окажет на человека эмоциональное воздействие и подтолкнет его к размышлениям, направит к хорошему и доброму, вернет его с ложного пути.

Однако стремление приукрасить чтение голосом не должно отвлекать от соблюдения всех правил чтения Корана.

Такие правила получили название «таджвид», что означает «улучшать, делать достойным, повышать качество».

Это – наука и искусство чтения Корана, при котором соблюдаются правильное произношение и порядок звуков, обеспечивается полноценное звуковое и интонационное оформление. Как показывает практика, чтение Корана в соответствии с правилами таджвида облегчает и чтение, и понимание смысла аятов, а также помогает передать красоту их звучания.

Между тем, каждый, кто стремится правильно читать Коран и понять значение аятов, должен уделять особое внимание изучению арабского языка и, наряду с этим, читать достоверные толкования Корана, позволяющие глубже понять текст. Здесь тоже есть четкие требования и методы, имеющие и познавательное, и воспитывающее значение. Например, актуальное требование и для  сегодняшнего образовательного процесса:

— толкователь должен стремиться к тому, чтобы толкование соответствовало толкуемому: в толковании не должно недоставать того, что нужно для разъяснения смысла, как не должно быть и чего-то лишнего, не подобающего содержанию.

Исследователь Э. Кулиев, рассматривая методы, которые следует использовать при переводе Корана и, разъясняя требования к переводу, пишет, что перевод должен быть точным; выполнен на грамотном литературном языке; при переводе некоторых аятов рассматривать альтернативные переводы; дополнить перевод комментариями.

Выполнение таких требований возможно только при строгом соблюдении междисциплинарных связей, что является одним из основных методических элементов современной педагогической науки.

Методология традиционного корановедения  складывалась веками. Характеризуя ее существенные черты, доцент кафедры арабской филологии ИСАА при МГУ  Лебедев В. В. пишет: «оригинальная методология традиционного корановедения представляет собой как бы исчисление всех теоретически возможных решений каждого поставленного вопроса. За каждым решением стоит определенный исследователь или группа исследователей. При этом полностью отсутствует жесткое навязывание какого-либо решения, хотя и указывается на предпочтительность одного из них[5]». Обратите внимание, эта методология созвучна с актуальным в современной образовательной сфере кейс-методом обучения.

При работе над любым текстом необходим языковой анализ. Методика преподавания Корана включает также процессы формирования у обучающихся языковых и речевых ЗУН: знаний, умений и навыков. В процессе изучения и преподавания Корана в российской образовательной сфере уже сложились разнообразные методики преподавания. На упомянутой нами кафедре арабской филологии ИСАА при МГУ разработана методика преподавания арабского языка Корана, которая предполагает погружение в содержание текста, а не характеристику языка Корана. «Ее основу составляет, – пишет успешно осуществляющий эту методику на практике В.В. Лебедев, – направленность не на получение знаний о языке, а практическое знание самого языка через усвоение конкретных языковых фактов, представленных текстовым материалом. При этом последовательный переход к каждому новому факту осуществляется таким образом, что этот новый факт отличается от уже известного минимальным количеством признаков.[6]».

Преимущество этой методики в том, что объяснения языковых явлений основываются не на европейской, а на сложившейся на основе обучения языку Корана арабской языковедческой традиции. Такая методика успешно вбирает в себя черты современных направлений в обучении: коммуникативно-деятельностного подхода, а также функционально-системного, интегративного, проблемно-поискового подходов.

Вторым источником знаний об исламе являются хадисы.

Как утверждают ученые, для того чтобы не только правильно читать и понять хадисы, но и получить  из чтения  хадиса удовольствие (благополучие), необходимо следовать  традиционной методологии изучения сунны. Более того, игнорирование этих основ воспринимается как неуважение к истине. Турецкий ученый И.-Л. Чокан пишет: «Результаты, достигаемые без соблюдения традиционных основ чтения, могут оказаться правильными,  но, все же, они будут иметь недостатки, поэтому такое чтение называется противоречием к основам[7]». Этику и методику преподавания/изучения дисциплины  мусульманские ученые называют основами: основы хадисов, основы арабского языка и т.д.

Так же, как и при чтении Корана, существуют определенные духовно-нравственные нормы и правила, этика чтения хадисов, которые в исламе называются «адаб».  Они являются подготовкой к восприятию знаний, и в методике преподавания хадисов обозначаются как обязательные элементы каждого занятия:  это басмала, хамдала, салвала, дуа.

Хадисы несут в себе большое количество информации. Для  упорядочения, уплотнения важных исторических сведений,  появились различные классификации хадисов. Так же и в современном образовательном процессе: при изучении хадисов очень важно их структурирование, что способствует систематизации знаний студентов и целостному представлению объемного материала.

Каждый хадис делится на две части: а) аль-матнтекст хадиса, т.е. изречения Пророка; б) аль-иснад это «цепочка» людей, которые передавали эти изречения друг другу до тех пор, пока они не возвращались к самому Пророку. В связи с этим возникла необходимость детального изучения как самих пере­даваемых сообщений (матнов), так и их иснадов.

Посте­пенно складывалась терминология хадисов (мусталях аль-хадис). На первых этапах собирания сунны специальных трудов на эту тему ещё не су­ществовало, однако с течением времени появились и сочинения, в ко­торых основы передачи сообщений о пророке получи­ли точное научное обоснование.

Пророк побуждал своих сподвижников хранить его сунну и доводить её до сведения людей, а его слова: «пусть приготовится занять своё место в огне тот, кто намеренно воз­ведёт на меня ложь» служат предостережением. В цитированном хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходи­мо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и до мельчайших подробностей точно передавать эти сообщения потомкам.

Методика преподавания хадисов включает два модуля (блока, раздела): ильм би р-риваят и усул аль-хадис.

Ильм би р-риваят – это наука, уточняющая слова и действия Пророка, включает также описание его качеств и его решений. Цель этой науки – сохранение от ошибок при передаче слов и действий Пророка.

Модуль второй – усул аль-хадис. Она познает сущность хадисов, условия передачи хадисов, разновидности передачи, содержит решение принимать такую передачу или нет, включает информацию о состоянии передатчика хадиса.

Следующий уровень в изучении хадисоведения – наука отвода и подтверждения. Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов ко­торой посвящён сбору сведений о передатчиках; следующий раздел – анализу непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются; этот же раздел содержит характеристику скрытых недос­татков иснадов.

 

Традиционные методы, применяемые в преподавании хадисов, затрагивают практические моменты, они содержат в себе подробный порядок и способы изучения хадисов:

1)    слушание учеником хадисов своего учителя (ас-Сам’);

2)    чтение учеником хадисов своему учителю (аль-Кыраа);

3)    передача (освидетельствование) учителем своему ученику права на дальнейшую передачу своих хадисов (аль-Иджаза);

4)    передача учителем своих рукописей, содержащих хадисы, одному из своих учеников (аль-Мунаваля);

5)    записывание учителем некоторых своих хадисов с целью их передачи кому-либо из своих учеников, или передача хадисов учителем своему ученику в письменном виде (аль-Китаба);

6)    извещение учителем своего ученика о том, что тот имеет разрешение на передачу хадисов с подлинного экземпляра какой-то рукописи (аль-Иглям);

7)    завещание учителем своему ученику своих рукописей с хадисами (аль-Васыйя);

8)    обнаружение чьей-либо рукописи с хадисами (аль-Виджада);

9)    свидетельство о прочтении хадисов.

Такая методика вела от простого к сложному, постепенно, шаг за шагом, последовательно.

 

Разумеется, преподавание Основ исламской культуры в школе предполагает совершенно другое содержание. Но преподаватель, который ведет эту дисциплину, должен иметь представление обо всем, о чем говорилось выше.

В истории преподавания ислама применялись все известные тогда методы. Первым учителем мусульман был сам пророк Мухаммад и передавал он знания в изустной форме, так же впоследствии поступали его сподвижники и ученики. Поэтому важнейшей формой передачи знаний было наставничество.

С расширением системы научных знаний вырабатывались другие формы обучения, основными видами образовательных учреждений стали мактабы и медресе. Обучение в них включало в себя три стадии: запоминание, понимание и убежденность. Этому служил, например, книжный метод, который заключался в заучивании айатов и сур Корана, далее – преданий о жизни пророка и других религиозных сочинений, философских трудов. Особый метод обучения Корану был иджек – чтение по звукам и слогам, далее сочетая их в слова. После «иджига» начиналась сура так называли уже беглое чтение Корана.

В самом начале курса обучения в мактабе практиковался также катехизический метод: учитель задает вопросы и говорит ответы на них, ученики, повторяя за учителем, заучивают урок. На последующих уроках на заданные учителем вопросы ученики дают заученные ответы. При таком обучении ученики запоминали материал механически, но у них развивалась память, откладывались в голове элементарные сведения по основам ислама, морали.

В процессе обучения применялся также концентрический метод: от изучения легкого материала переходили к более трудному и сложному, часто повторяя пройденное. Необходимо сказать, что этот метод активно применяется и в настоящее время в классно-урочной системе обучения.

Описывая концентрический метод обучения в традиционной мусульманской школе, инспектор народных училищ в царской России Яков Коблов в издании 1916 года пишет: «по изучении основного материала проходят дальнейшее, повторяя старое. Применительно к такому способу преподавания излагаются все сведения, какие необходимо знать магометанину; в последующих – идет разветвление означенных элементарных сведений по разным дисциплинам. …Но и в построении отдельных богословских наук обыкновенно придерживаются того же концентрического способа изложения. Обыкновенно в начале книги по известной науке приводится самое краткое, всего в несколько страниц, изложение науки какого-нибудь древнего автора (матн), затем на протяжении уже всей книги излагается подробное всестороннее толкование другого автора на те основы науки, которые изложены в начале (шарх). И наконец, для особенных любителей мудрости на полях книги излагается еще в более подробном виде тот же предмет (хашият). …Так постепенно переходят от изложения более легкого к более трудному и сложному[8]». Здесь мы видим не только концентрическое обучение. Следовательно, в традиционном исламском образовательном процессе уже существовали активно внедряемые в современный образовательный процесс многоуровневое обучение, существовали  также предтечи программированного, модульного обучения.

На следующей ступени обучения, в медресе, обучение велось эвристическим (сократическим) методом, который способствовал развитию логического мышления. Применялись также активные методы обучения: мушагара, моназара и др.

Чтобы развивать в учениках находчивость, остроумие, повышать интерес к учебному процессу, некоторые преподаватели устраивали состязания в стихотворном искусстве – мушагара (стихотворение). Учитель пишет на клочках бумаги первую строчку стихотворения, как намек на известную мысль. Ученик должен понять эту мысль и закончить двустишием или четверостишием. Некоторые шакирды при этом проявляли высокое мастерство. Сочиняли не только четверостишия, но и бииты (напевное произведение с трагическим сюжетом), мунаджаты (напевное обращение, мольба к Аллаху о прощении. Бииты и мунаджаты относятся к лиро-эпическому жанру восточной литературы и фольклора).

Были и другие методы, способствующие развитию мышления, умения вести диалог. Мударрисы устраивали моназара – интеллектуальные состязания между шакирдами, организуемые в форме диспута. Часто эти состязания устраивались между шакирдами соседних медресе. Моназара были направлены на формирование у шакирдов не только критического мышления, но и на развитие навыков ораторского искусства, умения отстаивать собственную точку зрения, аргументировать и доказывать свою правоту. Такие методы и приемы способствовали повышению интереса к обучению, воспитанию профессиональных качеств.

Методологические установки при организации преподавания Основ исламской культуры в современной школе выводятся из следующих принципов:

• системность;

• непрерывность образовательного процесса;

• преемственность;

• гармоничное сочетание обучения и воспитания в духе исламской традиции образования (сочетание ‘илм, адаб и ‘амал );

• новаторский подход к преподаванию учебной дисциплины.

В современной педагогике сложилась новая методическая система – модульное обучение, которое предполагает изложение материала большими блоками (модулями, разделами), что позволяет осмыслить его лучше, осознать логические взаимосвязи. Пожалуй, когда учебная дисциплина ОРКСЭ будут преподавать в более старших классах, применим будет именно этот метод. Обучающийся представляет материал не частями, а в целостном виде. Однако внедрение новых видов обучения и новых методик не означает исчезновение традиционных. В процессе модульного обучения актуальным и крайне необходимым будет традиционная методика концентрированного обучения.

Сейчас в образовательном пространстве активно применяется кейс-метод обучения. Анализ различных ситуаций, которые могут возникнуть в семье и в общении вне семьи, представление различных сценариев развития этой ситуации, если решить эту проблему таким-то способом – все это предоставит возможность молодому человеку заранее продумывать проблемы, существующие в обществе. Что более существенно: учителя – опытные люди предложат некоторые пути решения этих задач.

Актуально и программированное обучение.

Известный ученый Наталья Федоровна Талызина, автор программированного (пошагового) обучения, выделяла 4 ступени получения образования:

репродуктивный этап (это базовые слова, либо какие-то даты. На этом этапе необходимо много запоминать, т.е. попросту заучивать);

алгоритмический этап (здесь даем алгоритм действия, например, при изучении русского языка: как применить правило о спряжении глаголов для правописания);

эвристический этап (проверка знаний по образцу – Где?..Когда?..Кто это сделал?.. и т.п., например формирование нравственного поведения на примере действий и поступков пророка Мухаммада);

креативный этап – это уже творчество. Это сочинения, эссе, решение сложных, творческих задач, выполнение заданий и т.д.

Пока учащийся не освоит первый уровень, мы не можем перевести его на следующий этап. Этот инструмент хорошо работает в дистанционном обучении.

Применение актуальных способов при обучении обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной.

В современных условиях жизни необходимо воспитать навык к правильному мышлению. Понятие правильное мышление означает умение размышлять, иметь способность к мыслительной деятельности. Многое из того, что усваивает обучающийся, забывается, но остается привычка определенным образом работать над материалом. Психологи утверждают, что он при этом переходит на другой уровень развития. Следовательно, ценны не сами знания, а, прежде всего, способы, какими они разрабатываются. Наша обязанность – научить учиться.

 

Итак, в преподавании Основ исламской культуры можно применять следующие новые технологии:

• проблемно-развивающие технологии;

• личностно-ориентированные;

• информационные;

• модульные;

• проектные;

Использование различных новых технологий обучения будет способствовать повышению качества и эффективности преподавания ОРКСЭ в школе.

 

 



[1] При упоминании имени Пророка Мухаммада следует произносить слова приветствия: «салля- Ллаху алейхи васаллям» – «Да ниспошлет ему Аллах благость и мир!».

[2] Исламоведение: Пособие для преподавателя / Э.Р. Кулиев, М.Ф. Муртазин, Р.М. Мухаметшин и др.; общ. Ред. М.Ф. Муртазин. – М.: Изд-во Моск. Исламского ун-та, 2008. – С. 307.

[3] Акгюль М. Коран в вопросах и ответах / Пер. с турецкого Айдер Исмаилов, Фарид Багиров. – М.: «Изд-во. Новый свет», изд. 1-е, 2008. – С 228-229.

[4] В. Д. Шадриков В.Д. Духовные способности. – СПб., 1997. – С. 24.

[5] Лебедев В.В. Арабский язык корановедения. – М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2010. – С. 3.

[6] Лебедев В.В. Учись читать Коран по-арабски. Учебник арабского языка Корана. Часть 1. – М.: Московская газета, 1996. – С. 3.

[7] Чокан И.-Л. Основы хадиса. Изд. 19. Пер. с турец. яз. – Стамбул, 2009. С. 149.

[8] Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. – Казань, 1916. С. 41-42.


Оставить комментарий